Двор английского короля Генриха VIII — место заговоров, интриг и безжалостной борьбы за власть — был не для слабонервных. «Участвуйте на свой страх и риск», — наверняка бы сказали лишившиеся своей головы очевидцы той эпохи. Даже сейчас, спустя столетия, лица, приближенные к королю, продолжают вызывать интерес — или, по крайней мере, их портреты. Нос персонажа одной из картин заставил историков задуматься, кто он на самом деле, и кто автор этой работы.
Миниатюрное изображение женщины, долгое время считавшееся Кэтрин Парр, шестой женой Генриха, сумевшей пережить ухаживание «Синей Бороды», на самом деле может быть Марией Тюдор, первой дочерью Генриха, более известной сегодня как «Кровавая Мэри». По словам историка искусства Эммы Резерфорд, все дело в её носе.
«Нос Мэри, честно говоря, был скорее картошкой и вздёрнутым, в то время как у Парр он был более орлиным, — говорит эксперт. — И у Мэри, и у Кэтрин были рыжеватые волосы, голубые глаза, и им было примерно по 30 лет, как на этой миниатюре. Отсюда некоторая путаница. Они также носили похожую одежду, хотя Парр обычно одевалась наряднее. Но носы у них были однозначно разные».
Резерфорд начала изучать эту картину, когда готовила выставку «Отраженное я: портретные миниатюры» в Комптон-Верни-Хаус, примерно в 160 км к северо-западу от Лондона. Сначала она сравнивала портреты двух женщин с другими их изображениями.
Есть замечательный портрет Парр руки Мастера Джона в полный рост, хранящийся в Лондонской национальной портретной галерее. Самый известный портрет Марии, написанный в 1550-х годах, когда она была королевой, принадлежит кисти Антониса Мора из мадридского музея Прадо; другой портрет кисти Ханса Эворта также находится в Лондонской портретной галерее.
Эти наблюдения о форме носа жён Генриха побудили Резерфорд искать дополнительные доказательства, и вскоре её догадка была подтверждена экспертом по ювелирным изделиям той эпохи Николой Таллис.
Таллис заметила, что на картине изображён крест с чёрными бриллиантами, который соответствует ожерелью, описанному в расходных документах Марии. Генрих VIII подарил его своей дочери в 1546 году, в том же году, когда, по мнению Резерфорд, был создан портрет.
Кроме того, весьма вероятно, что портрет был написан Сюзанной Хоренбут, первой известной нам женщиной-художницей в Англии и подругой Марии. Возможно, портрет даже был заказан Парр, которая была горячей сторонницей интересов Марии и её сводной сестры Елизаветы при дворе.
Однако интерес двора может стать смертельным, если кто-то захочет расправиться с вами, как Томас Кромвель поступил с Анной Болейн.
Все шесть жён Генриха VIII печально известны своими незавидными судьбами, но ни одна из них столь стремительно не пала, как у Болейн. Некоторые эксперты полагают, этому способствовали слухи, которые распускал Кромвель о её супружеской измены. Однако, трудно предположить, что это не было инициативой самого короля, который увлёкся новой юбкой — Джейн Сеймур, на которой он женился через неделю после казни Анны, обвинённой в прелюбодеянии и госизмене. Все эти перипетии во всей их неоднозначности показаны в первом сезоне мини-сериала «Волчий зал», вышедшем в 2015 году и получившем продолжение в этом под названием: «Волчий зал: Зеркало и свет».
Возможная причастность Кромвеля к смерти Болейн стала дилеммой для сотрудников замка Хевер, ведь там прошло её детство, а им необходимо было повесить портрет «злодея».
Помощник хранителя доктор Оуэн Эммерсон признался, что испытывал некоторые сомнения по поводу приобретения редкого портрета Кромвеля, опасаясь, что это может разгневать дух Болейн.
«Но я вспомнил, что перед падением Анны она грозила Кромвелю смертью, говоря, что снесёт ему голову с плеч, — говорит эксперт. — Тогда я решил, что, поскольку на портрете изображена только его голова, мы в некотором смысле выполняем её пожелания. (В конце концов, Кромвель тоже был обезглавлен после того, как Генрих обвинил его в государственной измене, поскольку до него дошли слухи, что его советник хотел жениться на его дочери Марии, нос картошкой и все такое.)»
Если легенды о духе Анны Болейн, часто посещающем свой старый семейный дом, правдивы, мы можем только представить, какой будет её реакция, узнав, что человек, который организовал её казнь, теперь служит украшением её детской спальни. К счастью, была проявлена некоторая деликатность, и портрет Кромвеля будет вывешен в Длинной галерее Хевера, построенной по заказу четвёртой жены Генриха, Анны Клевской, когда она жила в замке.
Новой картине здесь также рады, как и в месте, где она висела до этого — в замке Кимболтон. Именно там первая жена Генриха, Екатерина Арагонская, доживала свои последние дни после того, как её брак с королём был расторгнут. Кромвель тогда сыграл ключевую роль в организации развода и помог Генриху избавиться от неё, чтобы жениться на Болейн.