Тайвань стал слабым звеном автомобильной отрасли

Тайвань стал слабым звеном автомобильной отрасли

Коронавирусные ограничения, санкции США против китайских компаний и высокая концентрация полупроводниковой индустрии наложились в 2020 году и вызвали глобальный дефицит автомобильных чипов и закрытие сборочных линий автопроизводителей по всему миру. Слабым звеном в цепочке поставок оказался Тайвань.

Современные автомобили всё больше становятся компьютерами на колесах с обилием полупроводниковых микросхем, необходимых для управления всем – от мультимедийных центров и круиз-контроля до датчиков выхлопа и закрытия дверей.

До недавнего времени роль Тайваня для автомобильной промышленности была неочевидной, пока та не столкнулась с дефицитом производимых здесь чипов, который может продлиться много месяцев. Крупнейшие производители мира, включая Volkswagen, Ford, Toyota, Mercedes-Benz, Fiat-Chrysler, Honda, Nissan, Subaru, были вынуждены приостанавливать свои конвейеры, кто-то на несколько дней, а кто-то на несколько недель. Так значимость этого маленького острова стала неожиданно слишком большой, чтобы её игнорировать.

Все началось в начале 2020, когда из-за пандемии на волне катастрофических ожиданий падения спроса автопроизводители резко снизили заказы на производство микросхем. Кроме того, введенные Трампом санкции в отношении китайских компаний, включая крупнейшего SMIC, вынудили искать комплектующие в других регионах.

Когда же в конце прошлого года отрасль столкнулась с неожиданно сильным спросом на машины, нарастить их выпуск оказалось не так-то просто. Ведь полупроводники имеют широкий спектр применений и очень ограниченный пул компаний, способных их производить.

При этом спрос от автопроизводителей конкурирует за производственные мощности со смартфонами, серверами и множеством других сегментов. В период изоляции высвобожденные мощности были быстро заняты – на рынке случился бум на компьютеры и игровые приставки. Теперь же, когда чипы понадобились автомобилям, нарастить производство микросхем быстро не получается.

Во-первых, основой для любых чипов являются кремниевые пластины, на превращение которых в микросхему уходит до 90 дней. Во-вторых, заводы по выпуску пластин стоят миллиарды долларов, и на их расширение требуется до года, чтобы настроить сложное оборудование и нанять квалифицированный персонал.

«Проблема заключается в том, что рост спроса составил 50%, и нет такой ресурсоемкой отрасли, как наша, которая имела бы 50% запас мощностей», – говорит Майкл Хоган, руководитель полупроводникового производителя GlobalFoundries.

По состоянию на 13 января из-за дефицита чипов мировая автомобильная промышленность уже потеряла около 202’000 машин, говорит отчет AutoForecast Solutions. Для 77-миллионных объемов прошлого года это вроде немного, однако, по оценке немецкого производителя автозапчастей Continental, «крупномасштабный дефицит поставок» может ещё продлиться от шести до девяти месяцев, поэтому объемы упущенных заказов будут расти.

Когда обращение автопроизводителей к крупнейшему мировому контрактному производителю чипов – тайваньскому TSMC – натолкнулось на очень плотную загрузку его мощностей, они не успокоились, а начали лоббировать свои интересы через национальные правительства.

Министерство экономики Тайваня сообщает, что запросы посодействовать в расширении выпуска автомобильных чипов на TSMC в прошлом году по «дипломатическим каналам» оно получило из США и ЕС, а в этом году от Японии и Германии.

Мольбы автомобильной промышленности наглядно демонстрируют, как TSMC дало Тайваню политические и экономические рычаги в мире, где технологии являются объектом соперничества США и Китаем, чьё противостояние вряд ли ослабнет при администрации Джо Байдена.

Всё это придает новую актуальность планам от Токио до Вашингтона, от Брюсселя до Пекина, по достижению самообеспеченности. В частности, как сообщает Bloomberg французский чиновник знакомый с темой, в прошлом году Ангела Меркель и Эммануэль Макрон уже обсудили и согласились с необходимостью ускорить развитие европейской индустрии чипов. Аналогичные усилия делают Япония и Китай.

Пока же автопром начинает адаптировать свои производственные графики для выпуска более прибыльных моделей, наращивать пул поставщиков и уровень складского запаса.

Сегодня Министерство экономики Тайваня сообщило, что TSMC пообещал отдать приоритет производству автомобильных чипов, если сможет нарастить производственные мощности.

В заключение пару любопытных фактов. В 2020 году на долю автомобильных чипов приходилось всего лишь 3% продаж TSMC. Однако из-за отсутствия датчика тормоза, без которого мотор не работает на холостом ходу, завод Ford в США был вынужден притормозить производство. Вот такая это большая проблема из-за маленькой детальки.

Затронет ли это российский автозаводы? Почему нет? Ведь почти вся электроника, используемая ими, зарубежная. О серьезном дефиците машин на рынке уже говорят дилеры.

Поделиться с друзьями
Subscription