В истории искусства мало имён, вызывающих такие яркие образы в памяти, как Клод Моне. Французский художник известен своими живописными полотнами с изображением рек, садов, цветов и полей, которые стали определяющими в движении импрессионистов.
Но Моне был не единственным видным художником в семье. Бланш Ошеде-Моне, его приёмная дочь, а позже и невестка, была уважаемой художницей, работавшей «не в тени, а в свете Клода Моне», как писал её брат Жан-Пьер Ошеде. Однако её художественное наследие долгое время оставалось незамеченным.
Из примерно 300 её работ большинство находится в частных руках. В Музее Орсе, который может похвастаться крупнейшей коллекцией произведений импрессионистов в мире, есть только две картины Бланш Ошеде-Моне, ни одна из которых не выставлена на обозрение. В американских государственных коллекциях есть только одна картина, а в Британских государственных коллекциях нет ни одной. Исключая местный Музей Бланш Ошеде-Моне, недавно получивший её имя, многие культурные учреждения и искусствоведы относят её к длинному шлейфу последователей Моне.
Исправить это решил Художественный музей Эскенази при Университете Индина, который открыл её первую персональную выставку с 1947 года и первую персональную выставку в США.
«Хотя импрессионизм (и, конечно, Клод Моне) хорошо известен, мало кто признает достижения Бланш Ошеде-Моне, — говорит куратор музея Хейли Пирс. — Я надеюсь, что эта выставка внесёт свой вклад в расширение повествования об этом важном художнике и периоде в истории современного искусства».

Бланш родилась в 1865 году в семье Алисы и Эрнеста Ошеде, богатого парижского бизнесмена и коллекционера произведений искусства, который считал себя одним из ведущих сторонников импрессионизма. Именно Эрнест Ошеде купил картину Моне «Восход солнца» (1872), которая стала объектом колкой насмешки критика Луи Леруа, окрестившего авторов «неряшливой живописи» впечатленцами (пер. с французского impressionniste). Этот ярлык оказался столь удачным, что дал название новому направлению в живописи — импрессионизм.
Когда Бланш было 11 лет, её отец поручил Моне нарисовать декоративные панно для их загородного дома.
«Я помню его приезд. Он был представлен мне как великий художник, и у него были длинные волосы, — говорила художница много лет спустя. — Это поразило меня, и я сразу же прониклась к нему симпатией, потому что было видно, что он любил детей».
Некоторые историки полагают именно в это время между Клодом Моне и Алисой Ошеде завязалась романтическая связь, чьим плодом стал её младший сын Жан-Пьер.
Летом 1878 года после того, как Моне завершил свою работу, семья Ошеде потерпела финансовый крах. Пока Эрнест Ошеде скрывался от кредиторов, его коллекцию живописи, включая импрессионистов, и оба его дома были проданы на торгах. В благодарность о поддержке, которую оказала ему семья Ошеде, а возможно из-за сердечных побуждений, он пригласил Эрнеста, Алису и их шестерых детей переехать к нему, его жене и двум сыновьям в Ветей, к северо-западу от Парижа.

Осенью 1879 года жена Моне, Камилла, умирает от послеродовых осложнений, а Эрнест на фоне финансовых проблем и адюльтера Алисы отдаляется от супруги. В конце 1881 года большое семейство переезжает в Пуасси и Эрнест окончательно бросает жену. С тех пор почти десять лет Клод и Алиса живут «диким браком», осуждаемый обществом. Лишь в 1892, через год после смерти Эрнеста, они поженятся.
В течение этих лет Бланш обучалась живописи под руководством своего отчима. «Они оба посещали одни и те же места и рисовали одни и те же пейзажи в одно и то же время, — рассказывает Китон Эванс-Блэк из музея Эскенази. — Она помогала ему переносить его мольберты и принадлежности для рисования».
Хотя Бланш Ошеде-Моне в эстетическом отношении многим обязана Клоду, её работы отличаются от его картин — даже когда они оба рисовали одну и ту же сцену.
Например, Бланш нарисовала свою собственную версию знаменитых стогов сена Моне.
«Они находятся в том же самом месте, но она явно выбрала другой ракурс», — говорит Пирс.
Через пять лет после свадьбы родителей Бланш вышла замуж за Жана Моне, старшего сына художника. В начале 1900-х годов она получает признание как художница и выставляет свои работы в престижных салонах Парижа.
Через три года после кончины её матери умирает её муж Жан. Она переезжает в Живерни к своему приёмному отцу и свёкру, чтобы ухаживать за стареющим Клодом Моне и помогать ему в создании его последней серии работ «Водяные лилии».
Как признанный художник она участвовала во многих групповых выставках, а в 1927, 1931, 1942 и 1947 годах состоялись её прижизненные персональные выставки.

Новая персональная выставка «Бланш Ошеде-Моне в свете» продлится в Музее Эскенази до 15 июня 2025 года.