Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) одобрила обнуление таможенных пошлин на ввоз электромобилей в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая Россию, до конца этого года.
Опубликованное 21 февраля решение ЕЭК о нулевых таможенных ставках на территории ЕАЭС вступит в силу 22 марта 2020 года и будет действовать до 31 декабря 2020 года. Сейчас ввозная пошлина для электромобилей в Россию, Армению и Белоруссию составляет 15%, в Казахстан – 2%, а в Киргизии уже действует нулевая ставка.
Это не первый раз, когда для электромобилей обнуляют ввозные пошлины. Ранее такой режим действовал в 2014-15 и 2016-17 годах, что позволило увеличить импорт электромобилей в братскую Белоруссию в четыре раза в штуках и в восемь раз в деньгах. Однако столь короткий срок так и не позволил создать на территории Евразийского союза массового рынка автомобилей. Не стоит этого ожидать и в этот раз.
Опрошенные Газета.ру эксперты полагают, что нулевые ставки позволят увеличить продажи электромобилей в России в полтора-два раза, но как-то критически повлиять на ситуацию вряд ли смогут.
Причиной тому по большей части является их цена. Например, официально продаваемый в России электрический Jaguar i-Pace стоит от 6’246’000 руб. Остальные машины продаются «серыми дилерами». Ожидаемая цена на самую доступную машину Tesla Model 3 составляет 3.8 млн. руб. Самый массовый в России электрокар – Nissan Leaf – доступен только на вторичном рынке от 1.5 млн. руб. за трёхлетку.
Когда мы говорим о массовости, надо иметь в виду, что весь российский парк электромобилей не превышает пяти тысяч машин.
Возвращаясь к теме цены, налоговая нагрузка на электромобили сейчас составляет около 40% (!) – 15% таможенные сборы, 20% НДС, плюс акциз на лошадиные силы, утилизационный сбор и оформление.
Поэтому электрический хэтчбек B-класса Renault Zoe с мотором мощностью 100 кВт и пробегом на одном заряде в 395 км, чей ценник во Франции €23’900 (1’659’116 руб.), у нас будет стоить 2’306’320 руб., если вы его привезёте сами. У дилера это чудо будет оценено в не менее 2.5 млн. руб.
Массовый продукт на автомобильном рынке сейчас стоит около миллиона рублей, реальные доходы населения не растут, зарядная инфраструктура фактически отсутствует, поэтому снижение таможенной ставки до нуля вряд ли сильно повлияет на положение вещей.
В той же Норвегии, где больше половины продаваемых машин – это электромобили (56% в 2019 году), государство не просто обнулило таможенные пошлины, но освободило от 25% НДС и транспортного налога. Местные власти предоставляют владельцам электромобилей бесплатную парковку, свободный проезд по платным дорогам и по полосе общественного транспорта.
У нас пока таких стимулов переходить на электротягу нет.