Правительство планирует изменить техосмотр в 2018 году. По сообщению пресс-службы Минэкономразвития, ведомство подготовило три законодательных изменения: «О техническом осмотре транспортных средств …», Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовно-процессуальный кодекс. Цель нововведений — повысить качество техосмотра и тем самым снизить число дорожных аварий, возникающих из-за неисправности транспорта.
Теперь процедура прохождения техосмотра будет зафиксирована фото- и видеосъёмкой, Ространснадзор будет контролировать пропускную способность операторов, проводить их выборочные и плановые проверки, а Российскому Союзу Автостраховщиков — РСА — надлежит вести специальную базу данных о техосмотре (АИС ТО). Административная ответственность за неправильное ТО будет усилена, но сажать никого не будут.
Минэкономики к подготовке законопроектов привлекла экспертов. Российские Автомобильные Дилеры (РОАД), например, принимали участие в обсуждении законопроекта совместно с Российским союзом автостраховщиков. Культурно-политический журнал «Э-Вести» попросил Президента РОАД Олега Мосеева рассказать читателям о том, кто от этого выиграет, кто — проиграет, и какова позиция автодилеров по реформированию техосмотра:
«Реформа техосмотра назрела. Карты техосмотра сегодня спокойно можно купить без присутствия автомобиля. При этом зачастую Калининградская технологическая карта может появиться в Екатеринбурге – их могут продавать сотнями. При этом понятно, что с автомобилем никто никуда не ездил, но купил за 500 рублей в Интернете. То есть, по сути никто машину не проверял, а она ездит.
Вопрос о видео регистрации – это правильная история. Мы только «за», потому что чем рынок прозрачнее, тем всем лучше. Фиксация самого прохождения техосмотра уже частично решает эту проблему. Плюс автоматизированная система, проверка и пропускная способность, по идее, должны убрать с рынка недобросовестных игроков. Но мы предлагали, чтобы в рамках фотофиксации был заодно зафиксирован пробег – делалась фотография одометра и данные записывались в лист. Нужно убрать с рынка мошенников, которые скручивают пробег. Вроде бы, поначалу в процессе переговоров РСА не возражали, но официально нам ответили, что для ОСАГО пробег не важен и поэтому этим заниматься не будут. Почему бы не внести ещё один параметр, который сильно усложнит жизнь тем, кто скручивают пробеги?
Когда мы говорим про цивилизованный рынок, то прежде всего мы смотрим на него глазами наших клиентов и нашими глазами. Естественно, что клиент, покупающий машину, хочет быть уверен в том, что если написано, что пробег 100’000 км, он именно 100’000, а не 200’000 км. Во всех развитых странах это работает, а у нас почему-то никак к этому не придут».
Вопрос о том, кто будет оплачивать техническое оснащение пунктов техосмотра, вызвал у Олега Мосеева улыбку. «Чудес не бывает, — сказал он, — понятно, что за это сначала заплатят те, кто делают техосмотр – станции техобслуживания, которых обяжут иметь оборудование. Дальше государство, регулирующее тарифы, либо скорректирует сумму в сторону увеличения, потому что вырастут затраты на камеры, передачу и хранение данных, либо оставят цену прежней. Но для дилеров это история не про деньги, а про выстраивание длинных отношений со своими клиентами – лояльность. Тут денег не заработаешь, но клиентам удобнее — не надо думать, куда ехать. Вот если при техосмотре выявляется неисправность, то при этом условии можно денег заработать. Но сам техосмотр для нас – исключительно вопрос повышения лояльности».