Тема культурной реституции снова всплыла накануне транзита власти

культурная реституция

В испанской печати любопытная статья о том, как в сталинскую эпоху в СССР ввозились европейские  художественные ценности, появилась ещё в 1993 году, документ носит название «Азбука культуры». А 27 лет спустя в этой стране снова была напечатана информация о том, что выдающиеся шедевры мирового искусства хранятся в закрытых хранилищах — в подвалах музеев и частных домах в различных точках бывшего СССР. Речь идёт о таких художниках, как Ренуар, Моне, Сезанн, Синьяк, Делакруа, Гойя, Эль Греко, Веласкес и многих других. 

До 1993 года никогда в открытой печати ни на одной странице не публиковались данные об исчезнувших на Западе сокровищах, а самое главное — о том, что их судьба распределила так, что они оказались в СССР.

Шёл последний год существования СССР. Как вы понимаете, интерес к такому «второстепенному вопросу», как произведения искусства, да ещё как форма компенсации потерь в Великой Отечественной войне, в межблоковых переговорах не занимал первое место.

Огромные сокровища, в основном из коллекций первых лиц Третьего Рейха (включая Адольфа Гитлера, Геринга и других) были перемещены на территорию СССР. Они, как свидетельствует печать, сегодня «преспокойненько» пребывают в тайниках и закрытых от глаз запасных помещениях — музеях и даже частных домах.

Говорится о том, что высокие образцы искусства прячутся от общественности, а ей сообщается о том, что в масштабах Второй Мировой войны, когда были пожары и бедствия, эти произведения исчезли. Количество  «утерянных» шедевров определяется как «сотни». Отмечается, что в одной из башен Троице-Сергиевой Лавры хранятся шедевры кисти Дега, например.

Произведения искусства, которые по целому ряду причин считаются уничтоженными или даже пропавшими без вести во время Второй Мировой войны и вскоре после неё, на самом деле, были захвачены высокопоставленными офицерами Красной Армии и перемещены на территорию Советского Союза. Дальше их судьба неизвестна.

Достоверно доказано, что полного списка исчезнувших произведений искусства нет. А посему опись у обеих сторон (как на Западе, так и России) отсутствует. Поэтому весь диалог и работа смешанных и двусторонних комиссий по культурной реституции проходит на основе приблизительных данных. По оценкам экспертов, верификация этих списков — это ещё отдельная самостоятельная работа, которую предстоит сделать.

Не более 10% от общего объёма сокровищ подверглось экспертизе на предмет их наличия в окончательных списках. Можете себе представить, что 90% предполагаемых сокровищ известны обеим сторонам лишь приблизительно.

Тема культурной реституции неоднократно поднималась на Западе и является предметом живейшего интереса и дискуссий в рамках работы ЮНЕСКО. В 2018 году о ней в очередной раз заявлял Посол Германии в РФ Рюдигер фон Фрич. Позднее аналогичные вопросы ставили МИД Польши, требуя возвращения двух картин: «Мадонна Глоговская» Лукаса Кранаха Старшего и «Лесной пейзаж» Яна Брейгеля Старшего.

Уже год в России есть специально назначенный на эти переговоры высокопоставленный чиновник — глава спецподразделения РОСИЗО. Но большого желания возвращать ценности российское руководство не выказывает, впрочем, как и европейская сторона.

По словам М. Швыдкого, опубликованным год назад в «Российской газете», работа ведётся в рамках Германо-российского музейного диалога, который возглавляет Бритта Кайзер-Шустер, и Германо-российского библиотечного диалога. Он отмечает, что возвращение «в культурный и научный обиход» российских ценностей, как и германских, зачастую хранящихся в частных руках, идёт все эти годы успешно.

Почему же снова сейчас стали «буддировать» этот вопрос на Западе? Наш прогноз прост: начался транзит власти в Российской Федерации (именно в этой республике находится большинство сокровищ), посему печать порождает ложные иллюзии у своей общественности, что-де с приходом новых властей в России и в сфере культурной реституции произойдут какие-то полноценные обмены.

Ряд сокровищ России и Российской Империи будет возвращён в Россию. Ряд шедевров и культурных ценностей, исчезнувших на Западе, а затем всплывших в СССР, займут свои законные места в музеях, откуда они были похищены ещё нацистами и их приспешниками.

Поделиться с друзьями
Subscription