Tesla развязала ценовую войну на рынке электромобилей и теперь новый ценник сказывается на продажах и прибыли автопроизводителя.
Компания Илона Маска уже четыре раза снижала цены на свои электромобили в этом году, при этом дважды ценники меняли в этом месяце! За первый квартал этого года её оборот составил $2.9 млрд. «Отлично!» – скажите вы. «Не совсем», – отвечают эксперты. Это на 22% меньше чем год к году. Прибыль же упала ещё больше.
В сравнении с четвёртым кварталом прошлого года выручка снизилась на $1.3 млрд на фоне роста продаж в штуках. Соответственно, норма прибыли упала.
Компания рапортует о валовой прибыли в размере 19.3%, что является самым низким показателем автопроизводителя с конца 2020 года, когда первые месяцы пандемии серьезно повлияли на доходы Tesla.
Если вычесть доходы от продажи квот на выбросы другим менее экологичным компаниям, то маржа составит чуть меньше 19%.
Это сильно разочаровало аналитиков Уолл-стрит, которые рассчитывали на комфортные 20%. Это ниже показателей прошлого года на целых 10 процентных пунктов.
На вопрос, в каком направлении будет двигаться прибыль компании, представители Tesla сказали уклончиво.
«Это сложная среда для построения подобных прогнозов. Существует большая макроэкономическая неопределенность – говорит финансовый директор Закари Киркхорн. – Есть как встречные, так и попутные ветры».
Так, по его словам, часть расходов на логистику и стоимость комплектующих падают. Это хорошо. Однако, как сказал Илон Маск во время беседы с инвесторами, есть препятствия более глобального экономического плана.
«Стоит отметить, что текущая макроэкономическая ситуация остается неопределенной, – сказал Маск. – Я думаю, люди уже знают [это], особенно в крупных покупках, таких как автомобили».
Он сказал, что повышение процентных ставок ФРС повышает цены на автомобили, сокращая спрос. Беспокойство людей по поводу состояния экономики тоже является проблемой.
«Всякий раз, когда в экономике возникает неопределенность, люди, как правило, откладывают новые – крупные, новые капитальные покупки, такие как новый автомобиль, –объясняет он. – Это естественная человеческая реакция. Так что, если люди читают об увольнениях и тому подобном в прессе, они обеспокоены, они думают, возможно, их могут уволить. Так что, естественно, что они куда более нерешительны при покупке новой машины».
Несмотря на то, что доля Tesla на авторынке довольно крошечная, в плане капитализации – это самый могущественный автопроизводитель. Причиной тому – его норма прибыли и высокие целевые показатели роста.
Но время не стоит на месте, компания сталкивается с растущей конкуренцией на рынке электромобилей со стороны традиционных автопроизводителей. В ответ на демпинг, некоторые из них также снизили свои цены, например, Ford опустил цены на электрический Mustang Mach-E. General Motors объявил о планах выпуска электрических моделей, чей ценник ниже самой дешёвой Telsa.
Невзирая на недовольный гул Уолл-стрит и 65% потери капитализации относительно 2022 года, Маск отстаивает решение о снижении цен, даже если это ведёт к снижению нормы прибыли в краткосрочной перспективе.
«Несмотря на то, что мы значительно снизили цены в начале первого квартала, стоит отметить, что наша операционная маржа остается одной из лучших в отрасли, – говорит он. – Мы придерживаемся мнения, что стремление к увеличению объемов и увеличению автопарка является правильным выбором в данном случае по сравнению с меньшим объемом и более высокой рентабельностью».
По его словам, коррекция цен привела к тому, что заказы вновь превысили объемы производства. Впрочем, цифры говорят обратное – за последние четыре квартала компания выпустила на 78’000 электромобилей больше, чем продала за это время (это около 5% производства).