Работ английского художника Томаса Гейнсборо (1727-1788) в России не так много, но сегодня у москвичей появилась уникальная возможность широко познакомиться с его жизнью творчеством. Из одноименной экспозиции, открывшейся сегодня в Музее изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина), зритель может видеть как результаты его творчества, так и этапы становления художника и даже сам процесс создания этих великих произведений английского живописного искусства.
Английские музеи привезли в Москву картины разных этапов творчества живописца. Мы видим плоды трудов молодого Гейнсборо, который ориентируется на творчество мастеров лондонской Академии Святого Мартина, в которой ему довелось учиться, картины природы, впечатлившие восприимчивого мастера во время поездок, и зрелые произведения художника, познакомившегося с всемирно известными мастерами Европы, прежде всего с Рубенсом. Томас Гейнсборо всегда был гениальным и глубоким художником, с юности имевшим собственный стиль, но будучи неутомимым в работе, он всегда его совершенствовал, перерабатывая идеи других мастеров в своей индивидуальной манере.
Особенностью этой выставки является её музыкальная часть — известно, что Томас Гейнсборо был не только художником, но и музыкантом, игравшим практически на всех инструментах своего времени. В этом вопросе художник наследовал своей матери. Он много и охотно портретировал музыкантов своей поры, кого-то за уроки музыки и инструменты, кого-то по заказу музея или самого музыканта. Надо заметить, что музыка в Англии XVIII века была широко распространённым вариантом отдыха.
«Эта выставка очень интересна для музыкального мира, потому что здесь представлены очень известные и практически хрестоматийные портреты музыкантов — современников и друзей Гейнсборо, — рассказала читателям «Э-Вести» профессор Московской консерватории Ольга Филиппова, — в частности, это портреты Абеля и Линли. Последний был гобоистом и представителем очень известной музыкальной семьи, которого сравнивали с Моцартом. К сожалению, он погиб в 22 года — утонул. Если бы этого не произошло, возможно, история английской музыки сложилась бы иначе.
Английская музыка традиционно звучит в России не так часто. Мы как-то больше связаны с немецкой традицией, которая звучит в России с XIX века, а английская традиция у нас плохо представлена, исключая, пожалуй, Бриттена. С ним дружил Святослав Рихтер и он пропагандировал его музыку в России».
Мы попросили Ольгу найти музыкальный образ, близкий к Томасу Гейнсборо. «Его работы ближе всего к галантному стилю музыки, — сказала она, — Поэтому это, наверное, Карл Фридрих Абель и Иоганн Кристиан Бах. Портрет Иоганна Кристиана Баха Томасу Гейнсборо заказала портретная галерея «Падре Мартини» — галерея известных музыкантов. Этот портрет настолько понравился Баху, что он заказал художнику такой же портрет уже для себя, вторую версию».
Симпатии Иоганна Кристиана Баха к творчеству Гейнсборо нетрудно понять. Выдающийся мастер старой Англии поражает зрителей и сегодня, спустя много столетий рассказывая о своей эпохе и её музыкальных пристрастиях.