В пятницу Дональд Трамп заявил, что отдельные транспортные средства и их запчасти, импортируемые в США, представляют угрозу национальной безопасности. Тем не менее, он отложил решение о новых автомобильных тарифах на шесть месяцев, чтобы успеть обсудить все детали с ЕС и Японией.
Намек Белого дома на то, что он ожидает от своих торговых партнеров добровольного введения экспортных квот на автомобили, вызвал бурю негодования автопроизводителей, дилеров и зарубежных властей.
Toyota, которая в марте обещала инвестировать в США $13 млрд., ответила Трампу: «наши инвестиции не приветствуются».
Группа немецких и азиатских производителей, включая Daimler, Volkswagen, Honda, Nissan, назвала предположение об угрозе национальной безопасности «абсурдным», добавив, что отрасль не просила защиты правительства.
Альянс Ford, General Motors, Volkswagen и других компаний, высказал «глубокую обеспокоенность тем, что администрация продолжает рассматривать вопрос о введении автомобильных тарифов». Ведь только за два последних года в автомобильную отрасль США компании вложили $23 млрд. «В конце концов, у вас могут быть или тарифы, или инвестиции, нельзя иметь и то, и другое».
Автопроизводители предупредили, что введение тарифов будет стоить США сотни тысяч рабочих мест, цены на автомобили взлетят, а выросшие расходы отрасли замедлят разработку беспилотного транспорта.
Президент Американской Ассоциации Международных Автомобильных Дилеров (AIADA) Коди Ласк заявил, то никакой угрозы нацбезопасности нет, и такие заявления только создают ещё большую неопределенность для автомобильной промышленности.
Сесилия Мальмстрем, еврокомиссар по торговле сказала: «Мы полностью отвергаем представление о нашем экспорте автомобилей, как об угрозе национальной безопасности. ЕС готов вести переговоры по торговому соглашению, включая автомобили, но не в нарушение правил ВТО». Правила ВТО запрещают добровольные ограничения экспорта.
В пятничном заявлении Белого дома говорится, что расследование Министерства торговли выявило значительные угрозы американской экономике: военное превосходство и оборона страны зависят от конкурентоспособности нашей автомобильной промышленности и научных разработок, которые она ведет.
Доля американских производителей на мировом автомобильном рынке снизилась с 36% в 1995 году до 12% в 2017 году. На домашнем рынке доля американских марок снизилась с 10.5 млн. шт. (67%) до 3.7 млн шт. (22%), соответственно. Импорт же почти удвоился с 4.6 млн. до 8.3 млн. единиц, достигнув объема в $191 млрд.
Торговые барьеры Европейского Союза, Японии и других стран, еще больше усиливают влияние импорта на американских автопроизводителей, ослабляя их возможности инвестировать в новые технологии, говорится в заявлении.
В связи с этим Трамп поручил Министру торговли США «незамедлительно приступить к переговорам по устранению угрозы национальной безопасности, создаваемой импортом автомобилей и запчастей иностранного производства». Если в течение 180 дней прогресса не наступит, Трамп обещает решить, что делать дальше.
Не менее резко Трамп высказался и на конференции риэлторов в Вашингтоне: «Европейский Союз относится к нам, я бы сказал, хуже, чем Китай, они просто меньше». Что свидетельствует о том, что автомобильный импорт лишь часть более широкой проблемы, которой озабочен, и которую намерен решать Президент США. Видимо, это случится после того, как он «разберется» с Китаем.