С 29 марта откроется выставка Третьяковской галереи по спецпроекту «Модель художника в объективе фотоаппарата», которая предоставит фотографии прошлого века, что сумели запечатлеть людей, однажды позировавших знаменитым русским художникам своей эпохи. Это еще раз поможет убедиться в мастерстве авторов и поближе познакомиться с их моделями.
Илья Репин как портретист
Илья Ефимович Репин был довольно компанейским и общительным человеком. При общении он тренировал свою наблюдательность и мог хорошо передать натуру и настроение знакомого. Поэтому он предпочитал писать портреты друзей и родственников – тех людей, которых изучил уже со всех сторон и мог изобразить их, не упуская ни одной мелочи. Своеобразная «влюбленность» в образ помогает каждому портретисту проделать кропотливую работу над картиной. Преобладание портретного жанра говорит о том, насколько много он уделял внимания эмоциональному наполнению работы. Даже в сложных сюжетных картинах заметно, как он тщательно прорабатывает мимику каждого образа, его переживания.
В молодые и зрелые годы он трепетно следует реализму, применяя классическую портретную технику светотени – контраст темного глубокого фона и акцентируемое светлое лицо. Как следует реалистическому направлению, Репин тщательно прорабатывает каждую мелочь лица и одежды. Только в эскизных работах его мазки хаотичны и порывисты. Позже, уже в преклонном возрасте, он отходит от классических канонов – светлеет фон, а мазки больше похожи на те, которые мы видели в набросках, есть доля экспрессии. Некий отход от реализма в мазках говорит лишь о том, что художник работал в спешке над этими полотнами.

Вера Репина — «Осенний букет»
После развода с первой женой, Верой Шевцовой, с Репиным остались старшие дети. Они часто проводили совместно время в усадьбе Здравнево. В это время появляется нетипичный для художника портрет старшей дочери Веры, написанный на природе – «Осенний букет». Он был написан с натуры, поэтому видно, что мазки наносились поспешно. Благодаря этому удалось передать природную атмосферу: как будто легкий ветерок тревожит листья, лепестки, одежду. Поэтому портрет полон жизни. Цветы в руках молодой Репины выглядят символично: жизненный расцвет, молодость, красота.

Портрет дочери Толстого
Дом Репина часто встречал гостей. Это были друзья, знакомые, но все без исключения творческие личности – писатели, музыканты, актеры, которые нередко становились моделями художника. Татьяна Львовна Сухотина, старшая дочь Льва Толстого, стала одной из них. Ее портрет был написан акварелью в бордовых тонах: рот приоткрыт для легкой улыбки, глаза выразительны, сияют, поза расслаблена. Заметно восхищение моделью, теплое и уважительное отношение к ней.

Портреты актрис Андреевой и Стрепетовой
Репин всегда восхищался талантливыми женщинами, нередко влюблялся в них. Но к Марии Федоровне Андреевой у него было только дружеское отношение. Она была частой гостьей на его усадьбе не только из-за того, что считалась одной из лучших актрис современности, но по той причине, что была гражданской супругой его товарища – Максима Горького. Ее талантом восхищался сам Станиславский. Репин высоко ценил ее актерское мастерство и человеческую натуру, поэтому изобразил ее величественно на картине.

Еще одной талантливой музой для Репина стала актриса Пелагея Стрепетова. Ей он посвятил 2 портрета: первый – в ее привычном виде, а второй — в роли Елизаветы. Ее собственный портрет изображает молодую, красивую женщину без всяких лишних украшений и атрибутов. А второй – более театральный: тут художнику удалось передать гениальную игру актрисы.

Портреты композиторов Рубинштейна и Мусоргского
Илья Ефимович был поклонников и музыкального таланта. Антона Рубинштейна он также писал дважды – во время работы и в спокойной обстановке. Во время дирижирования удалось ухватить и передать экспрессию и страсть игры композитора. А на втором портрете Антон Рубинштейн изображен, как довольно серьезный и важный человек.
Повод для создания портрета Модеста Мусоргского, друга Репина и крестного его дочери, был не самый лучший – неожиданная тяжелая болезнь композитора. Илья Ефимович хотел воспользоваться последней возможностью запечатлеть друга. На картине видно, что Мусоргский имеет болезненный вид, он растрепан, одет в халат. Вся жизненная энергия и творческая мощь уже покинули композитора. Через две недели после окончания портрета Мусоргский умирает.

Валентина Серова в образе Царевны Софьи Алексеевны
Когда Репин увлекся исторической темой и у него созрел план написать картину о заключении царевны Софьи Алексеевны, он долго не мог подыскать натурщицу для этой работы. Но как раз в это время к нему обратилась Валентина Серова, чтобы тот просмотрел рисунки ее сына, будущего ученика Ильи Ефимовича – Валентина Серова. Репин сразу понял, что это тот самый образ властной женщины, который нужен ему для полотна. На картине видно непреклонный и гордый характер царицы.
