Русский художник Александр Иванов, видевший своё предназначение в том, чтобы нести христианскую проповедь зрителям, мечтал воздвигнуть светский храм, посвящённый Священному Писанию. К сожалению, проект этого храма так и не был реализован, но шаг за шагом Третьяковская галерея, обладающая акварелями эскизов художника, раскрывает удивительный замысел подвижника русского искусства.
Если первая выставка из серии «Библейских эскизов» Александра Иванова была посвящена теме Благовещения, то в фокусе второй — проповедь Христа. Глубокие размышления о земной жизни Богочеловека, о его чудесах и реакции людей на его бытование разворачиваются перед зрителем в монументальных сюжетах, хотя и начертанных в виде небольших по величине эскизов.
Тридцать три года Христос был с людьми; Он нёс проповедь, исцелял, учил, совершал чудеса. Люди признавали Его за пророка, верили в Него, но и предавали, и строили козни, и в конце концов распяли.
Свой рассказ о Богочеловеке и людях, имевших счастье видеть Его, Александр Иванов ведёт не на каноническом языке. «Художник пытался познакомиться с иконописью, просил Чижову присылать ему образцы икон, смотрел то, что есть на эту тему в Ватикане, руководствовался книгой Штрауса «Жизнь Иисуса», но всё это лишь отдалённо соответствовало его замыслу стенных росписей, — рассказала нам куратор выставки Маргарита Крылова. — Получив общую канву, дальше он работал исключительно как художник и не сковывал себя религиозными канонами. Поначалу Александр Иванов даже хотел использовать античные мифы, но затем отказался от этого и сосредоточился на сюжетах евангельских и ветхозаветных, которые можно было рассматривать как параллели. Он также изучал египетские росписи, копировал египетские рельефы. В результате композиции оказались самобытны настолько, что Иванов держал свою мастерскую закрытой и не пускал туда других художников, чтобы они не забрали у него идеи».
Эскизы Александра Иванова — это прекрасные рисунки, которые представляют собой графические шедевры. Но на этот раз Третьяковка не ограничивается демонстрацией мастерства Иванова-рисовальщика, она хочет заставить нас прочувствовать дух его акварелей. Узреть то, что он вкладывал в них сам, стремясь сделать достоянием людей.
«Роль творца Иванов видел в том, что искусство должно влиять на нравственную природу человека, и хотел заставить его думать, — продолжает Маргарита Крылова. — Поэтому в своих работах он всегда пытается изобразить психологические моменты (эмоции, чувства, переживания), не только сюжеты, и затронуть душу. Для этого он и замывал росписи — чтобы люди могли бы приходить в некое здание и вновь переживать учение Христа».
Изображения храма Александра Иванова не сохранилось — проект не был додуман до финальной стадии. Но судя по единственному сохранившемуся листку, подклеенному в альбом, художник хотел бы видеть его в духе античности (в виде дорического портика). Возможно, он искал нечто, соответствующее времени земной жизни Христа.