17 октября 2017 года в Третьяковской галерее открылась выставка «Судьба одной картины Андрея Иванова. Исследование и реставрация». Она возникла в результате обнаружения ценной иконы живописца Андрея Иванова (1775-1848) «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» и напомнила о судьбе Русской духовной миссии в Пекине. Это – одна из четырёх работ, заказанных художнику для китайского храма.
Русская православная церковь появилась в Китае в конце XVII века, с образованием здесь существенной русской общины. Первая церковь была освещена в честь Св. Софии, но получила признание как Никольская, за имеющуюся чудотворную икону Святителя Николая Мирликийского. В 1700 году Пётр I попросил русских священников не ограничиваться русским посольством и купцами, но и проповедовать среди китайцев – так была образована собственно миссия, официально закрепившая своё наименование в 1714 году как «Русская духовная миссия в Пекине».
Наше священничество миссию исполняло, но не занималось активной проповедью на манер западных коллег, поэтому заслужило лояльность двора и фактически сохранилось до прихода к власти коммунистов в XX веке. К тому же Русская духовная миссия стала важной в научном плане – с точки зрения изучения китайского языка и Китая.
Это, однако, не означает, что её жизнь была безоблачной. В начале XX века Русская духовная миссия испытывает ряд нападений китайцев из-за внутренних смут. В советское время русское посольство мало уделяло внимание церковным вопросам, один из пределов храма даже использовался как гараж посла, а в 1986 году храм был разрушен, иконы пропали.
Икона — героиня выставки при неизвестных обстоятельствах прибыла в Россию из Китая, при перевозке она была сложена, порвана, но перед продажей отреставрирована и прописана поверх изображения «ковровой» пропиской. В Третьяковскую галерею произведение попало в 1968 году из частного собрания, где собирались вещи, посвященные Крещению Руси князем Владимиром. Первичная музейная реставрация была косметической, и не обнаружила того, что было сделано в наши дни. В 2015 году «Крещение» достали из хранения, отправили на реставрацию, и оно обрело свою вторую жизнь. Как это произошло культурно-политическому журналу «Э-Вести» рассказал его реставратор Иван Салахов:
«Я работаю на протяжении 20 лет в Третьяковской галерее, и могу Вам сказать, что мы что-то постоянно реставрируем. Но процессы реставрации различаются по сложности: она может быть больше или меньше. Эта картина имела достаточно трудоёмкую реставрацию.
Но здесь интересно другое: картина попала в реставрацию в связи с выставкой о князе Владимире с одним названием, а нашла другое. В процессе реставрации она была переписана на 50%. Когда часть работы по удалению красочного слоя была сделана, мы обратили внимание, что что-то не вяжется с названием. То, что мы увидели, явно не было Крещением! Мы занялись исследованиями, общались с музеями, сравнивали и поняли, что это Св. Амвросий Медиоланский запрещает вход в храм императору Феодосию – достаточно известный для живописи сюжет.
Следующий вопрос состоял в том, что на картине была прописана авторская подпись. После удаления всех неавторских слоёв стало понятно, что нам нужно найти её эталон, чтобы установить автора. У нас хранятся более ранние вещи Андрея Иванова, на их основе мы не могли идентифицировать наверняка его подпись 1829 года. Выяснилось, что есть произведения Иванова, датированные 1831 годом, хранящиеся в Великом Новгороде, и после исследований обнаружилось эталонное сходство с нашей картиной».
Воссоздание исторического полотна, занявшее долгих три года, дало возможность посетителям Третьяковской галереи познакомится с авторской церковной живописью Андрея Иванова – профессора Академии Художеств, учителя Карла Брюллова и отца Александра Иванова, создавшего известную картину на библейский сюжет — «Явление Христа Народу».