Третьяковская галерея поставила вопрос о роли истории в живописи

Третьяковская галерея поставила вопрос о роли истории в живописи

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) открыла экспозицию «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского», в рамках которой представила 100 полотен исторической направленности и артефактов как из собственной коллекции, так и из других российских музеев и частных коллекций. Это дало возможность увидеть, как живописцы разных эпох по-разному смотрели на историю своей страны, насколько они были зависимы от проблем современности в изображении далеко минувших дней.

Организаторы расположили работы по хронологическому принципу, что позволило сравнить одни и те же события в изображении русских художников конца XVIII — начала XX века. Каждый знаковый период русской истории от Крещения Руси до Первой мировой войны получил свой зал, созерцая который диву даёшься, насколько по-разному можно было говорить об одном и том же, несмотря на единое христианское мировоззрение, доминирующее на протяжении истории.

Казалось бы, в Священном Писании недвусмысленно написано о том, что убийство — смертный грех, но личность одного из самых кровавых деспотов России — Ивана Грозного, все это время стремились оправдать. Почему? Потому что жесточайшие методы борьбы с инакомыслием и опричниной применялись самодержцем для централизации государства и установления самодержавия.

Художники писали о царе, с одной стороны, стремясь показать величие его дел, с другой, они не могли избежать рассказа о его злодеяниях. Благодаря выставке, мы можем видеть меняющееся до неузнаваемости на разных полотнах лицо кровавого убийцы, которое то безумно, как у И.Е. Репина, то болезненно-жалко, то безжизненно.

Василий Пукирев, Иван Грозный на молитве, 1884. Государственный музей истории религии, СПб
Василий Пукирев, Иван Грозный на молитве, 1884. Государственный музей истории религии, СПб

Иван Грозный — один из ярчайших представителей исторических персонажей, который становится объектом для осмысления природы власти живописцами. Он оставил богатейший материал для исторической мысли и культурной переработки, поскольку каждый из российских правителей обращается к его опыту, стремясь извлечь из него уроки. Вспомним И. Сталина, в очередной раз извлекшего его из небытия и введшего в художественный оборот.

Сегодня, однако, на первый план выходит фигура Александра Невского, который едва не заменил собой символ советской эпохи — Ф. Дзержинского, на Лубянской площади в Москве. Хотя И. Сталин также использовал этого исторического деятеля для мобилизации русских в период Великой Отечественной войны, но именно сегодня князь превратился в удобного для идеологии противостояния Западу правителя и пример дружбы с Востоком.

«Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет», — говорил А. Невский. В экспозиции можно увидеть предмет, иллюстрирующий воплощение преемственности политики святого князя — организаторами был специально привезён из Псково-Изборского музея меч князя Довмонта Тимофея XIII века, женатого на внучке победителя латинян, иллюстрирующий мощь и силу независимой Руси. Псковский князь, также впоследствии причисленный к лику святых, освободил Псков от зависимости от Новгорода и поползновений Ливонского ордена.

П.Д. Корин, Александр Невский, 1942.  ©Государственная Третьяковская галерея
П.Д. Корин, Александр Невский, 1942. ©Государственная Третьяковская галерея

Татаро-монгольское иго, Смутное время, бесчисленные войны и прославление правления Романовых — всё это становилось предметом живописи крупных и средних художников, начинающих живописцев и всемирно известных мастеров. И можно удивляться, что за две сотни лет не было найдено ни одного сюжета, на который художники смотрели бы одинаковыми глазами, сколь бы отдалённой история от них ни была.

А была ли вообще историческая живопись как жанр в России, та, что с большей или меньшей степенью исторической достоверности показывает потомкам события дела давно минувших дней? Пожалуй, что да, но такие работы были в меньшинстве. Редкие художники-реалисты ставили перед собой задачу становиться историками (И.Е. Репин или В.В. Верещагин, например), и многие из них (например, А. Иванов), увы, не вошли в сотню выставленных работ.

Но объять необъятное нельзя — порой достаточно лишь поставить вопрос о роли истории в российской живописи периода империи, и Третьяковская галерея сумела это сделать ярко и своевременно.

Василий Перов, Первые христиане в Киеве, 1880. Государственный Русский музей
Василий Перов, Первые христиане в Киеве, 1880. Государственный Русский музей
Константин Горбатов, Струги. Великий Новгород, 1912. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Константин Горбатов, Струги. Великий Новгород, 1912. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Сергей Архипов, Схватка с татарами русских всадников, 1916. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Сергей Архипов, Схватка с татарами русских всадников, 1916. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
И.А. Акимов, Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев, 1773. ©Государственная Третьяковская галерея
И.А. Акимов, Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев, 1773. ©Государственная Третьяковская галерея
В.М. Васнецов, Крещение Руси, 1890. ©Государственная Третьяковская галерея
В.М. Васнецов, Крещение Руси, 1890. ©Государственная Третьяковская галерея
В.М. Васнецов, Крещение князя Владимира, 1890. Нижегородский государственный художественный музей
В.М. Васнецов, Крещение князя Владимира, 1890. Нижегородский государственный художественный музей
Клавдий Лебедев, Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча., 1889. Государственная Третьяковская галерея
Клавдий Лебедев, Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча., 1889. Государственная Третьяковская галерея
К.Е. Маковский,  Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова, 1862. ©Государственная Третьяковская галерея
К.Е. Маковский, Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова, 1862. ©Государственная Третьяковская галерея
Михаил Скотти, Минин и Пожарский, 1850. Нижегородский государственный художественный музей
Михаил Скотти, Минин и Пожарский, 1850. Нижегородский государственный художественный музей
Г.И. Угрюмов, Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800-х гг., ©Государственная Третьяковская галерея
Г.И. Угрюмов, Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800-х гг., ©Государственная Третьяковская галерея
В.И. Якоби,  Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны, 1872. ©Государственная Третьяковская галерея
В.И. Якоби, Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны, 1872. ©Государственная Третьяковская галерея
Поделиться с друзьями
Subscription