Государственная Третьяковская Галерея (ГТГ) – главный русский музей — является детищем купцов третьей гильдии Третьяковых, Павла Михайловича и Сергея Михайловича. Дата образования музея – 1856 год – время приобретения П.М. Третьяковым первых работ русских художников. «Я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников», — писал знаменитый меценат.
В момент передачи коллекции Москве в 1892 году она называлась «Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Собрание западноевропейской живописи незадолго до этого умершего Сергея Михайловича Третьякова, бывшего в 1880е московским городским главой, была принесена в дар единовременно с русской, но со временем ушла в Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Интерес к живописи пробудился в молодом купеческом сыне Павле Третьякове (1832-1898) от чтения иллюстрированных изданий: он «особенно любил книги с картинками, собирал лубочные картинки… А когда подрос, стал собирать гравюры, рисунки, акварели», которые «хранил… в шкафах и столах своей комнаты, спасая их от выгорания», — так свидетельствует Н.А. Мудрогель, сотрудник Третьяковской галереи. Уже позднее юный собирателя приступает к самообразованию в области искусствоведения и коллекционированию произведений живописи.
Павел Михайлович, в течение всей жизни собиравший произведения русского искусства, имел в дружеском кругу прозвище «Архимандрит», за сходство облика с духовными чинами и молчаливость. Он был необычайно тихим и религиозным, но твёрдым и предприимчивым человеком. Третьяков получил право первым отсматривать новые произведения русских художников, и они ждали его визита и его знаменитой фразы, произнесённой тихим голосом: «Прошу Вас картину считать за мной». Несмотря на то, что П.М. Третьяков никогда не покупал картины не торгуясь, эти приобретения становились немалым подспорьем для художников и русского искусства в целом. «Без его помощи, — писал А.Н. Бенуа, — русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь. Он был первым, и едва ли не единственным, кто поддержал всё, что было нового, свежего и дельного в русском художестве».
В момент передачи собрания городу оно включало в себя 1’287 живописных полотен, 518 рисунков и 9 скульптур. Сегодня в Третьяковской галерее свыше 100’000 картин. Третьяков приобретал живопись начиная с XVIII века и до современников, а также пополнял свою коллекцию древнерусским искусством. Он связывал будущее русского искусства с передвижничеством, но немного внимания уделял Айвазовскому и с опаской смотрел на тенденции 1890х гг. Сегодняшнее собрание картин в Третьяковской галереи уже давно не отражает личных вкусов самого Третьякова, оно стало национальным хранилищем русского искусства с Древней Руси и до самых современных течений. Так и развеска картин, которая приобрела современный историко-хронологический принцип благодаря И. Грабарю, бывшему в 1913-1918 гг попечителем Третьяковской галереи.
Место для музея было выбрано на своей территории, приобретённой Третьяковой в 1851 году. Согласно исследованию С.К. Романюка, «вся четная сторона 1-го Голутвинского переулка (где жили Третьяковы – прим. ред.) – от дома Третьяковых до берега Москвы-реки – была занята строениями, принадлежавшими им. На обширных участках находились склады леса, сплавляемого весной, а на углу переулка и набережной в течение всего XIX в. стояли бани купцов Третьяковых».
Сегодня, помимо всемирно известного здания в Лаврушинском переулке, у Государственной Третьяковской галереи есть Инженерный корпус, помещение на Крымском валу, 10 и ряд музеев: пристроенный к Третьяковской галерее домовой храм Святителя Николая в Толмачах, музеи А.М.Васнецова и В. М. Васнецова, мастерская А.С.Голубкиной, П.Д.Корина и административные здания.
В первой половине 2016 года, по данным Минкультуры РФ, Государственная Третьяковская галерея является 6-м по посещаемости музеем (её посетило за этот период 970’000 человек). По качеству обслуживания по оценке Минкульта Третьяковка стоит на 42 месте (72.46 балла).
В 2017 году Третьяковка проведёт ряд значимых выставок, посвященных советскому и русскому искусству: «Оттепель» о художниках периода правления Н. Хрущева, «Вот моя деревня. Мужики и бабы» о скульптуре XX века, восточную скульптуру А. Голубкиной «Зарайские сфинксы», а также масштабные демонстрации работ З. Серебряковой, В. Чекрыгина, Д. Жилинского, В. Васнецова, А. Иванова, Эля Лисицкого и других.
Также в здании Третьяковской галереи в 2017 году будут показаны греческие иконы и рукописи (шедевры византийского искусства XII–XV вв) из музеев Греции, впервые в России состоится показ итальянского авангардиста Джорджо де Кирико.
Источники:
Tretyakov Gallery, История создания Третьяковской галереи. Путеводитель. – М., Авангард, 1997.
Федорец А. Третьяков. http://modernlib.ru/books/anna_fedorec/tretyakov/