25 января 2017 года открылась выставка «Образы Флоры» в Третьяковской галерее. Центром экспозиции является картина «Портрет женщины в образе Флоры», вероятно, принадлежащая кисти художника из Академии Леонардо ла Винчи. Ей составляют компанию русские мифологизированные женские портреты с «говорящими» цветами, акцентирующие внимание на цветочной символике. Выставка продлится до 26 марта 2017 года.
Неизвестный автор XVI века создал упомянутую картину в стиле «Флоры» итальянского художника Ф. Мельци. В связи с тем, что манера письма «Портрета женщины в образе Флоры» напоминает живопись Леонардо да Винчи, итальянский специалист по творчеству да Винчи историк Карло Педретти (Carlo Pedretti) полагает, что она принадлежит выпускнику Академии знаменитого художника. Сегодня она находится в частной коллекции в России.
Выставка в Третьяковской галерее задумана как элемент из серии камерных выставок, которые показывают часть запасников музея и раскрывают его прекрасную, но привычную нам всем коллекцию с новой стороны, при этом рассказывают об истории российского искусства в целом.
Образ, вдохновивший художников на флористический стиль изображения, проистекает из древнеримских (сабинянских) языческих верований. Согласно римскому мировоззрению, каждое живое существо имело духа-покровителя, а каждый процесс – божество. Флора ведала всем цветущим, в том числе цветением злаков. Культ Флоры был развитым, и со временем он впитал в себя греческий культ Хлорис (Хлориды). Весенние праздненства, посвящённые богине, носили название флоралии, и имели фривольный характер.
Вместе с западноевропейским классицизмом в Россию приходит мода на символы римской культуры. Знать, получающая классическое образование, читает античных классиков, перенимает язык римских и греческих культов, впитывает образы богов и героев, и постепенно начинает строить классического стиля жилища и окружать себя предметами и одеждой в античном стиле. Появляется мода на портреты в образе греческих и римских богов. В том числе, на образ Флоры.
Например, такова украшенная цветами скульптура дамы, обнаруженная на руинах дворянской усадьбы.
Но язычество возвращалось на новую, христианскую почву. Поэтому часть «флористических» художественных произведений экспозиции написана на христианские сюжеты.
«Это не икона. Это, как говорят искусствоведы, религиозная картина», — пояснила к.и.н., старший научный сотрудник Третьяковской галереи и куратор выставки С.В. Усачева для читателей «Э-Вести».
«К примеру, Боровиковский, он очень много исполнял такого рода картин. Они по большей части предназначались для церкви, но иконами в строгом смысле их уже не назовёшь. Стилистика, манера изображения, даже какие-то иконографические особенности, — всё это приближает такого рода икону к искусству европейского Ренессанса и барокко… Они могли делаться для домовых церквей, или чаще для интерьеров», — сказала она.
Светлана Усачёва также усомнилась в том, что они были освещены в православной церкви: «Это картины. Тенденция развития светской живописи вторгается всем своим существом в религиозное искусство. Начиная с XVIII века западноевропейские тенденции, «картинные» по форме, стилистике проникают в нашу академическую живопись. А икона очень долго развивалась автономно и основывалась на византийской традиции».
Таким образом, выставка в Третьяковской галерее, несмотря на свой камерный характер, даёт огромную пищу для размышлений о вопросах веры и философии искусства.