В Музее Востока летом 2018 года открываются три выставки, показывающие японское искусство с разных сторон. Пожалуй, основная японская экспозиция – это недра самого Музея Востока, давно и бережно хранимая в его фондах коллекция японского собирателя Сюдо Садаму (1890–1959). Она попала в Музей Востока в 1947 году, но именно в это лето она выставляется в полном составе.
Сюдо Садаму был бизнесменом, руководил торгово-промышленной палатой в Дайрэне в Маньчжурии (ныне — это часть Китая, но в первой половине XX века она находилась под контролем Японии). Предметы живописи и декоративно-прикладного искусства родной Японии и близких к ней по духу стран — Кореи и Китая — составили богатое собрание хронологией от первых веков новой эры (китайский фарфор и керамика) до XVIII века (свитки Укиё-э, лаковые изделия, фарфор и живопись).
«Сюдо Садаму в основном собирал японскую живопись. Но также и китайскую живопись, потому что это основа, на которую опирались японские живописцы. В Китае Сюдо Садаму собирал именно то, что повлияло на японскую культуру. Также он коллекционировал китайский фарфор, в частности, керамику IX века эпохи Тан, которая впоследствии оказала влияние на керамику японской чайной церемонии XVII века.
Из японской живописи Сюдо Садаму прежде всего собирал живопись Укиё-э XVII-XVIII веков, которая нам известна как гравюра с основой в виде живописи. В частности, ему принадлежал один из немногих свитков Китагавы Утамаро — самого знаменитого мастера японской классической гравюры. В мире хранятся всего 41-42 свитка этого художника», — рассказала нам Наталья Андреевна Каневская, ведущий научный сотрудник Государственного музея Востока.
Многие японские коллекционеры в конце своей жизни создают музей на основе своих коллекций, и этим они напоминают русских коллекционеров-меценатов. Но Сюдо Садаму не довелось сделать это. Коллекция была продана в СССР через военных, чтобы избавить от голода соотечественников.
Другие две выставки важны для читающей аудитории. Вторая «японская» экспозиция Музея Востока представляет собой Японию глазами современной русской литературы. Это иллюстрации к роману Бориса Акунина «Алмазная колесница», выполненные русским художником Игорем Сакуровым.
Третья – это пейзажные фотографии современного японского мастера Хироси Мидзобути и его учеников, сделанные со знаменитых мест, воспетых японской литературой XII века, и «инсайдерские» портреты гейш Киото из района Гион.
Многомерность экспозиции призвана дать посетителю почувствовать японскую культуру через некоторые важные её грани. Одна, и даже три выставки, посвященные Японии, не способны раскрыть все нюансы этой отличной от нашей культуры. Но глаза и сердце за это время запечатлеют своеобразную красоту Страны восходящего солнца. «Вы не выделите в двух словах ключевых вещей японской культуры, — сказала нам старший научный сотрудник Государственного Музея Востока Галина Борисовна Шишкина. – Это слишком сложно, японцы видят иначе, чем на Западе. Здесь легенды, сказки, мифология, символика. Но люди, которые соприкасаются с этими вещами, расширяют свой собственный мир. Зрители, имеющие склонность к восприятию художественных произведений, они чувствуют японскую культуру. У нас разные художественные миры – Восток и Запад, но не случайно эти вещи, бывшие с XVI-XVII веков для европейцев экзотикой, затем обрели для них художественные достоинства».