Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Музеи Московского Кремля открывают россиянам одну из самых малоизвестных страниц российского придворного этикета – траурный церемониал, разработанный Петром Первым. Кто сегодня помнит о царе как о реформаторе традиции поминания усопших? Кто мог подумать, что сам царь и его вельможи после смерти человека их круга месяцами должны были носить максимально скромные, бедные, подчеркнуто неряшливые одеяния?

На края рукавов их одежд нашивались специальные куски холстины со свисающими нитями, чтобы показать, что горе человека так велико, что он забывает о своем внешнем облике! На таких костюмах было минимальное количество пуговиц – они были строго функциональны и нередко оплетались конским волосом, который давал ощущение физической боли.

В процессии было множество «говорящих» элементов – в их числе Радостный и Печальный рыцари, с опущенным мечом в руках. Рыцаря Пётр Первый подсмотрел на похоронах европейских монархов, и он показался ему правильным символом земного пути правителя и сохранения памяти его деяний.

Эффектный обряд в Западной Европе был взят за основу – но царь преобразовал его, и добавил много своего. Он лично выступал организатором похорон своих сподвижников, прежде всего Франца Лефорта. Во многом Петр Первый стал организатором и собственных похорон, устроенных Яковом Брюсом в соответствии с новыми принципами траурного обряда.

Самые неожиданные одеяния и предметы траурного церемониала предстают перед посетителями выставки «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». И всё же большую часть экспонатов составляют высочайшие произведения искусства и сокровища русского императорского дома, хранящиеся в Музеях Московского Кремля, Эрмитаже и Историческом музее.

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Прощание с усопшим должно было подчеркнуть его значение для живых российских соотечественников и потомков, его ратные подвиги и великие дела, память о которых оставил после себя первый российский император.

«Это триумф главы государства, который знаменует собой осмысление всего того, что было сделано во время его царствования, начиная от военных побед и заканчивая реформами абсолютно всех сторон жизни в русском государстве, – сказала директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. – Церемония похорон и то, что происходило в то время, было описано и переведено на многие языки. Европа была информирована об этом. Дипломаты, которые присутствовали при дворах разносили эти сведения в своих государствах. И более того, во многих странах был объявлен многонедельный траур по Петру Первому, поскольку при нём Россия стала частью европейской культуры и те традиции, которые были приняты там, соблюдались в России».

директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина
директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина

На выставке мы наблюдаем за тем, как рождался тот поминальный церемониал, который красной нитью пройдёт через всё последующее правление Романовых. Будучи в духовной основе русским и православным, он был принят за образец в императорской семье и устоял две сотни лет, несмотря на все последующие внутридинастические изменения.

«В похоронной процессии при Петре Первом участвовали крупнейшие церковные иерархи, включая архиепископа Феофана Прокоповича, епископ Стефан Яворский, бывшие сторонниками преобразований Петра на духовном поприще, – поясняет куратор выставки Екатерина Булгакова, –  Возможно, что они и сами принимали участие в преобразовании похоронного обряда по новому образцу. Тем более, что необходимые элементы православной церемонии – погребальная служба и предание земле, были соблюдены. Когда Петр Первый лежал в гробу в Печальном зале во время церемонии прощания в течение нескольких недель, каждый день над ним читалось Евангелие, а рядом находилась часовня, в которой неустанно молилась об упокоении души своего супруга Екатерина Первая».

То, что сопровождало императора в последний путь из Зимнего дворца в Петропавловский собор, содержит важнейшие государственные регалии из Оружейной палаты. Эти экспонаты подчеркивают блеск похорон и богатство экспозиции, содержащей высочайшие символические и культурные ценности России.

Петра Первого чествовали с января 1725 года до весны 1726 года. Глубокий траур по императору длился практически год, только к концу 1725 года началось облегчение – последовал средний, затем малый траур по усопшему.

Одновременно в зале Успенской звонницы мы можем видеть одежду, которую царь по разным случаям носил в своей земной жизни, и благодаря цифровым технологиям даже примерить её на себя. Специальный стенд сканирует посетителя и наряжает его в костюм конца XVII – первой четверти XVIII века, благодаря чему он может приобщиться всей этой роскоши и почувствовать частью российской истории.

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Триумф, который срежиссировал и завещал Петр Первый

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.