Наследники немецкого еврея, объявившие себя законными владельцами картины «Артист» Пабло Пикассо, обратились в Верховный суд США, чтобы он решил, должен ли Музей Метрополитен в Нью-Йорке вернуть им это произведение искусства.
Они заявляют, что их предок, будучи владельцем этой картин, был вынужден её продать, спасаясь от преследований нацистской Германии.
Если Верховный суд примет решение в их пользу, то это расширит трактовку закона США 2016 года о реституции экспроприированного нацистами искусства и станет прецедентом для многих других аналогичных дел.
Обращение в высшую судебную инстанцию стало новым этапом в борьбе за шедевр краткого жизнерадостного «розового» периода Пикассо, который оценивается в более чем $100 млн. Полотно, созданное в 1904-05 годах, является одной из самых ценных работ Пикассо в коллекции музея.
Адвокаты, представляющие Лорел Цукерман, правнучатую племянницу Алисы и Пола Леффманов, сказали, что в виду антисемитских законов, принятых нацистской Германией, Пол был вынужден продать свой дом и бизнес в Кёльне в конце 1930-х годов. Откуда Леффманы уехали в фашистскую Италию, где встретили ещё более враждебную среду.
Там в 1938 году они были вынуждены срочно продать «Артиста», чтобы на вырученные деньги бежать в Швейцарию, а затем в Бразилию, говорится в ходатайстве, поданном в Верховный суд в прошлую пятницу.
Учитывая обстоятельства, утверждает Лорел Цукерман, это была продажа по принуждению, поэтому по закону о реституции картина должна принадлежать ей.
Однако с её доводами не согласились два нижестоящих суда, отклонив дело. В первый раз в начале 2018 федеральный суд Южного округа Нью-Йорка заявил, что не считает это продажей под давлением. Год спустя апелляционный суд оставил это решение в силе, заявив, что семья слишком долго тянула с взысканием имущества.
В центре рассматриваемого дела лежит закон 2016 года «О возвращении экспроприированного искусства Холокоста» (HEAR), принятый Конгрессом для снижения ограничений по срокам давности в делах реституции произведений искусства, украденных во время Второй мировой войны.
«Это важный вопрос не только для этого дела, но и для многих других людей», – сказал адвокат наследницы М. С. Сангайла. Она сказала, что закон HEAR должен главенствовать над постановлениями штата Нью-Йорк, и Верховный суд должен это прояснить.
У Музея Метрополитен есть ещё около месяца, чтобы ответить на петицию, а Верховный суд решит, рассматривать ли дело до июньских каникул, сказала Сангайла.
По данным музея, в 1938 году Леффманы продали картину арт-дилеру Полу Розенбергу, который потом продал её коллекционеру Пикассо Хьюго Перлсу. Музею картину подарила в 1952 году наследница автомобильной империи Chrysler – Тельма Крайслер Фой. Метрополитен утверждает, что наследники неоправданно долго ждали, чтобы заявить свои права. Свою заявку они подали лишь в 2010 году.
Музей уже делал заявления по этому делу в прошлом году после решения апелляционного суда, говоря, что тщательно и ответственно рассматривает все претензии и восстанавливает в правах владельцев, когда доказательства указывают на то, что картины были незаконно присвоены во время войны.
По материалам журнала Penta.