Вслед за появлением информации о планах слияния Renault и Fiat Chrysler Automobiles (FCA), невольно встал вопрос, как эту сделку воспримут японские участники альянса Renault-Nissan-Mitsubishi? Одни эксперты видят в этом только препятствия, другие – новые возможности.
По итогам встречи топ-менеджеров Renault, Nissan и Mitsubishi глава последней Осаму Масуко заявил журналистам: «Для нас тот факт, что [Renault] объясняет нам свою позицию, означает, что она хочет, чтобы мы были частью их плана… Наш основной рынок – страны АСЕАН, поэтому мы хотели бы знать, как будет выглядеть сотрудничество в этом регионе».
Генеральный директор Nissan Хирото Сайкава сказал, что не видит для себя существенных негативных аспектов в возможном слиянии Renault с FCA. «Это вопрос, который должны решить две компании… Но если возможно, мы хотели бы видеть результат, который также учитывает наши интересы», — пояснил он.
План, предусматривающий создание третьего по величине автопроизводителя в мире, поднимает сложные вопросы о том, как Nissan, который на 43.4% принадлежит французскому автопроизводителю, впишется в радикально изменившийся альянс. Да, Nissan принадлежит 15% Renault, но нет права голоса, хотя он более крупный автопроизводитель, чем европейский коллега.
Совсем недавно Nissan отверг предложение Renault о слиянии, несмотря на 20-летнее сотрудничество. Во взаимоотношениях партнеров уже давно есть определенная напряженность, вызванная дисбалансом власти. Впрямую об этом говорит роль японцев в смещении председателя альянса Карлоса Гона.
Новый союз с штаб-квартирой в Нидерландах приведет к тому, что по закону Florange французское правительство потеряет половину голосующих акций и останется с пакетом 7.5%. Nissan же с размытием своего пакета до 7.5% получит право голоса.
Всплыли также интересные подробности взаимоотношений автопроизводителей. Сейчас Renault платит за технологии, разработанные Nissan меньше, чем японская сторона платит за французские разработки. Что стало точкой преткновения для Nissan и, возможно, будет основой для предстоящих переговоров.
С другой стороны, всякий раз, когда Nissan передает французам платформу, трансмиссию или технологию, те платят за нее роялти. Поэтому FCA в такой конфигурации – это расширение бизнеса Nissan.
Объединяясь, Renault и FCA стремятся сократить издержи, используя одну платформу и единые технологии электромобилей в большем масштабе производства. И здесь опыт Nissan, запустившего массовую сборку полностью электрического Nissan Leaf, может стать хорошим аргументом в переговорах с Renault — FCA.