Разработанное разными правительствами законодательство о тестировании беспилотных автомобилей не принимает в расчет вопросы ответственности и безопасности, предупреждают учёные Эшли Нунес, Брайан Реймер и Джозеф Ф. Кофлин на страницах журнала Nature. Учёные продумали ряд важных дополнений к этим законам.
По убеждению защитников беспилотных автомобилей, искусственный интеллект может сделать вождение более экономичным, сокращая выбросы в атмосферу. Если оптимистические прогнозы оправдаются, автономные автомобили могут помочь спасти 1.25 миллиона жизней во всем мире, которые теряются каждый год из-за человеческих ошибок.
В то же время, беспилотные автомобили всё чаще вызывают тревогу. Так, спортивный внедорожник Volvo с автономным пакетом управления недавно сбил женщину, которая переходила дорогу в штате Аризона. Водитель, находившийся внутри транспортного средства, не смог предотвратить аварию. Хотя такие аварии случаются ещё редко, их число может возрасти, поскольку на дорогах общего пользования испытывается всё больше автокаров.
В 2017 году несколько стран приняли законы, которые открывают путь для судебной практики в отношении беспилотных автомобилей. Например, Сингапур изменил свой «Закон о дорожном движении», разрешив автономным автомобилям ездить в специально отведенных для этого местах. Шведское транспортное агентство позволило использовать автобусы без водителей в северной части Стокгольма. В Соединенных Штатах палата представителей приняла закон «О самоуправлении для согласования законов в различных штатах». Аналогичные действия ожидаются в Сенате США, где голосование в поддержку Закона будет способствовать дальнейшей либерализации испытаний беспилотных транспортных средств. В России законы о беспилотных автомобилях на подходе, в 2021 году такие автомобили у нас станут серийными.
В соответствии с планами по внедрению беспилотных автомобилей, правительства временно освобождают их разработчиков от соблюдения определенных правил безопасности на транспорте: нахождение водителя внутри автомобиля уже не требуется, как и оснащение функциями безопасности (руль, тормоза и зеркало), функционирование привычных тормозов без времени блокировки. Но пока нет никакой гарантии, что автономные транспортные средства будут соответствовать стандартам безопасности современных автомобилей.
Действующее законодательство обходит стороной образование пассажиров и владельцев таких машин. Законы США просто требуют, чтобы пользователи были “проинформированы” о технологии до ее использования. Стандарты информированности и регулярное тестирование пользователей не предвидятся. Оценки программ информирования потребителей не проводилось.
Учёные убеждены, что без тестирования беспилотных автомобилей риск дорожных инцидентов может возрасти: «Мы призываем органы власти пересмотреть свой подход к регулированию автономных транспортных средств и учесть следующие шесть моментов при разработке законодательства», — говорят они.
- Хотя автотранспортное средство и может работать автономно, оно не должно оставаться без человека-оператора.
- Пользователям нужна информация о том, как работают автономные системы. Изготовители должны исследовать надежность приборов для безопасности, включая камеры, лазеры и радиолокаторы.
- Операторы должны продемонстрировать компетентность и получать лицензию. Разработчикам, исследователям и регулирующим органам необходимо согласовать стандарты квалификации для пользователей автономных транспортных средств.
- Регулярные проверки компетентности пользователей должны быть обязательными. Регуляторы, производители и исследователи должны определить промежуток времени между тестами, чтобы поддерживать уровень знаний по мере изменения когнитивных способностей и развития технологии.
- Производителям, исследователям и законодателям необходимо создавать системы контроля для автономных транспортных средств, сети дистанционного мониторинга.
- Следует определить режим работы для удаленных руководителей мониторинга беспилотных автомобилей. Возможно, им как летчикам нужно круглосуточное дежурство.