Аргрохолдинг «СТЕПЬ» показывает пример высокоэффективного сельского хозяйства.
Мировые цены на продовольствие в очередной раз выросли, сообщает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), удорожание по сравнению с прошлой оценкой составило 20,7%. Главная причина – опасения по поводу наличия доступных запасов продовольствия, кризис на Украине, которая в последние годы выступала значимым экспортером, а также глобальная нехватка удобрений из-за введенных против России и Белоруссии санкций и повышения стоимости газа.
Российские производители продовольствия ориентируются на общемировой ценовой тренд, а значит внутренние цены испытывают давление глобальной конъюнктуры. Чтобы избежать ценовых скачков, 10 марта правительство РФ приняло решение запретить до сентября текущего года экспорт из России зерновых, в том числе ржи, пшеницы, ячменя и кукурузы. Исключение будет сделано только для экспортных поставок по лицензиям, которые будут выданы Минпромторгом.
Чтобы гарантированно обеспечить собственное население продуктами питания и сохранить достигнутые за прошлые годы сильные экспортные позиции, российcкий АПК ориентируется на интенсивное, а не экстенсивное земледелие. Такие предприятия, как агрохолдинг «СТЕПЬ», убедительно доказывают – использование передовых технологий и науки позволяет кратно увеличить валовой сбор, сокращая при этом издержки.
Самое технологичное сельское хозяйство
В 2021 году валовой сбор агрохолдинга «СТЕПЬ» превысил 1,8 млн тонн — более чем на 30% обогнав результат 2020 года, 1,3 млн. Поголовье фуражных коров в хозяйстве «СТЕПИ» увеличивается на 15% за год, а продуктивность каждой коровы является рекордом для России – средний надой составляет около 14 тонн в год. Финансовые результаты также впечатляют. За 9 месяцев прошлого года выручка «СТЕПИ» достигла 40 млрд рублей, превзойдя в финансовом плане весь 2020 год. Всего за год агрохолдинг «СТЕПЬ» стал лидером в поставках за рубеж нишевых культур, таких как горох, нут, горчица и кориандр. Агрохолдинг активно осваивает сложные в плане конкуренции рынки Ближнего Востока, где на долю импорта приходится свыше 95% всего потребляемого продовольствия. На прошедшей в середине февраля главной выставке региона GolfFood 2022 «СТЕПЬ» заключила контракты на сумму свыше $20 млн – более двух миллиардов рублей в актуальных ценах.
Размеры земельного банка «СТЕПИ» в 578 000 га позволяют холдингу считаться одним из крупнейших землевладельцев страны. Секрет эффективности производства, однако, не в геометрическом размере полей – каждый гектар обрабатывается с использованием широкой палитры наукоемких технологий.
«СТЕПЬ» активно использует технологию обработки почвы NoTill («без пашни»), при которой исключены некоторые полевые работы, а сев производится с минимальным повреждением почвенного покрова. Требуется меньший парк техники, затраты на ГСМ и амортизацию – основная статья расходов любого агробизнеса – сокращаются как минимум вдвое.
Агрохолдинг «СТЕПЬ» постоянно работает над оптимизацией издержек. Сельскому хозяйству нужны большие объемы электроэнергии, её холдинг получает от единого поставщика по стабильным тарифам, что позволяет снижать риски и переходить к долгосрочному планированию. Среди прочего, «СТЕПЬ» последовательно повышает статус самого «зеленого» производства, используя возобновляемые источники энергии. Так, одна из молочных ферм «СТЕПИ» полностью перешла на гидрогенерацию с малой ГЭС в Башкортостане.
Большую долю полевых работ в компании выполняют дроны, особенно в тех случаях, когда использование традиционных технологий означает снижение продуктивности или причинение вреда региональной экологии.
Специальные дроны-опрыскиватели позволяют точечно использовать средства защиты растений, избегая избыточного внесения химических средств в окружающую среду. Это не только снижает затраты на ГСМ, но и дает существенный – почти вдвое – рост эффективности.
Агрохолдинг «СТЕПЬ» активно использует современные цифровые решения – системы с элементами искусственного интеллекта позволяют составить необходимый севооборот, с учетом климатических условий, рентабельности и рыночной конъюнктуры.
Технологии делают дешевле
Высокотехнологичные решения позволяют компании иметь очень низкие, в сравнении с любым другим хозяйством, издержки и высокую рентабельность. В итоге, компания получает достаточную оперативную прибыль, не имея необходимости перекладывать издержки на плечи конечного потребителя.
Заметить это просто – продукция агрохолдинга «СТЕПЬ» в магазинах значительно дешевле, чем аналоги от других производителей.
В целом российское сельское хозяйство остается отраслью экономики с низким проникновением IT и других «высоких» технологий – не более 20% хозяйств используют такие решения. «СТЕПЬ» на этом фоне выглядит чем-то особым – компания тратит примерно 100 миллионов рублей ежегодно на НИОКР и адаптацию новых технологий.
Отход от экстенсивного производства, когда повышение прибыли достигается за счет увеличения посевных площадей, это единственное средство гарантировать продовольственную безопасность страны без потери завоеванных позиций на мировых рынках продовольствия.