Четвёртая технологическая революция (Индустрия 4.0), как известно, это такое внедрение современных инновационных решений в промышленное производство, которое позволяет обеспечить экономике устойчивое поступательное развитие. О том, что инновации необходимы России, не говорит сегодня только ленивый. Но на встрече «Тенденции развития машиностроительного рынка в РФ в 2019 году» в Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) 23 октября 2019 года собрались специалисты машиностроения и инжиниринга, которые были вынуждены констатировать неудовлетворительное положение этой важнейшей отрасли экономики страны.
«У нас в машиностроительной отрасли изношенные мощности. Их обновление идёт медленно, потому то производители работают в не очень благополучных условиях», — сказала директор Национального Агентства Промышленной Информации Татьяна Арабаджи. Основные тренды рынка — тренды на импортозамещение и локализацию — задаёт правительство, оно же определяет успешность развития машиностроения своей политикой. «Без господдержки рынок задыхается», — говорит эксперт.
Но если госполитика в лице Минпромторга и других ведомств определяет рынок, то насколько государство добилось сегодня конкурентоспособности российского машиностроения, удалось ли ему это? Несмотря на изначальное ощущение о невозможности внедрения инноваций сверху, вопрос непраздный, поскольку мир знает и положительные примеры государственного управления инновациями. Но для ответа на этот вопрос нужно смотреть результат, поэтому редакция «Э-Вести» обратилась к специалисту.
«Есть ли сегодня в российском машиностроении высококонкурентоспособные отрасли на мировом рынке?», — спросили мы Татьяну.
Она ответила на этот вопрос скорее отрицательно, хотя и с известной долей осторожности: «Инновационные разработки ведутся в мировых научных центрах, российское научное сообщество в них интегрировано, но мы не можем говорить о том, что мы впереди планеты всей. Наверное, если бы у нас были инновационные решения, то показатели развития машиностроения были бы более высокими.
Да, мы движемся в сторону инноваций. Каждая отрасль по-своему – где-то это происходит быстрее, где-то – медленнее. На наш взгляд, самая инновационная отрасль в России сегодня – автомобилестроение, потому что мы достаточно активно занимаемся автономными и беспилотными автомобилями. Но и здесь нельзя говорить о том, что мы делаем какие-то прорывы и существенно кого-то обогнали. Да, наверное, смысл и не в том, чтобы добиться наименования «самый инновационный».
Экономика не может развиваться без современных решений, не может без них быть эффективной. Но структура российского производства, закупок и мощностей говорит о том, что современные решения внедряются мало, за исключением военной и космической сфер». Собственно, что и требовалось доказать. Российское государство, как и его предшественник — СССР, наиболее эффективно управляет космосом и ВПК.
Хотя известно, что наиболее инновационную сферу машиностроения — автомобилестроение — двигает государство, у нас нет общей программы по инновационному транспорту. Ведущие компании каждой из отраслей имеют собственные программы и их реализуют, что и обеспечивает какие-то успехи на этом направлении.
В чём сегодня заинтересованы предприятия? Прежде всего они стремятся улучшить условия труда и снизить количество совершаемых ошибок, осуществить эффективную настройку производственных линий, повысить производительность и снизить себестоимость за счёт автоматизации производства и внедрения «умных» заводов. Четвёртая индустриальная революция в этом смысле не отличается от своих предшественниц в отношении ожидаемого эффекта: каждая из революций снижала себестоимость производства. Цели умного производства сегодня снова: снизить издержки.
Но и тут современное состояние промышленности в России, изношенность их мощностей становится главным препоном на пути к цифровой трансформации. «Если мы говорим об очень старом продукте, выпущенном в 1950-е годы, то таким заводам уже ничего не поможет; но этот продукт не конкурентоспособен на рынке, — делится Руководитель отдела «Автомобилестроение» АО «Атлас Копко» Константин Гущин – один из тех, кто предлагает решения по автоматизации и утверждает, что если эти решения востребованы, то это значит, что они окупаются. — Если же вы выпускаете продукт, который нужен рынку, то там совершенно другие правила игры, потребности и требования к этому производству. Надо готовить чёткое экономическое обоснование и внедрять современные технологии». Как мы понимаем, это стоит денег (Константин не смог ответить на вопрос о том, каких — всё слишком индивидуально), зависящих от состояния производственных линий.
Но помимо технического фактора есть ещё один, не менее, если не более существенный — дефицит производственных кадров. Именно свои кадры 70% компаний считают ограничителем роста.
«Технологии развиваются быстрее, чем образование, — говорит Генеральный менеджер подразделения промышленной автоматизации «Митсубиси Электрик Рус» Андрей Гулаков. — В России по нашей оценке не хватает миллиона специалистов, а десять миллионов человек требуют развития своих цифровых навыков».
Выступление Андрея нельзя назвать ни оптимистичным, ни пессимистичным в плане оценки перспектив решения этой проблемы. На наш вопрос о характере его оптимизма Гулаков ответил: «Я оптимист с опытом. Я посещаю различные форумы, слушаю выступления представителей правительства – там всё красиво, и всё время звучит «АйТи, АйТи, Айти». Но как только идёшь на предприятие, возникает пессимизм. Эту волну надо поднимать, потому что на самом деле мы производим средства промышленной автоматизации – что нам от этого «АйТи», если там такие кадры, которые не смогут оценить большинство решений. Хотелось бы, чтобы эта волна цифровой трансформации затрагивала и промышленные организации».
Действительно, что экономике России от цифрового правительства и внедрения потребительских цифровых сервисов, если помимо космоса и ВПК промышленность плетётся в хвосте мирового прогресса? Мы убеждены в том, что только переход промышленности на инновационные рельсы способен сделать нашу страну конкурентоспособной в Индустрии 4.0. Поэтому надеемся, что государство, осуществляющее сегодня цифровую трансформацию промышленности, со вниманием отнесётся к пожеланиям специалистов и сумеет вселить в них необходимый оптимизм и создать условия для развития машиностроения в России.