Предрейсовое освидетельствование водителей учитывает многие факторы их здоровья, которые могут повлиять на безопасность движения и не доспустить дорожно-транспортных происшествий. Водителю делают визуальный осмотр, измеряют пульс, давление, температуру, уровень алкоголя в крови, оценивают его психическое и физиологическое состояние. Однако есть факторы, которые пока остаются вне поля зрения медкомиссий — это продолжительность и качество сна.
Фактор недосыпа играет всё большее значение для водителей, поскольку общий глобальный тренд — уменьшение времени, которое человек выделяет для сна. По данным французских аналитиков Inserm, за последние 50 лет мы человечество стало спать 1.5 часа меньше. Только 15% совершеннолетних людей могут себе позволить здоровый сон продолжительностью от 7 до 9 часов не менее пяти ночей в неделю.
Что же говорить о некоторых таксистах в Москве, старающихся работать чуть ли не круглосуточно? Им срочно нужно проводить тесты на недосып.
Недостаток сна накапливается и имеет чёткие физиологические последствия, которые видны по анализу крови. Австралийские ученые идентифицировали молекулы, указывающие на дефицит сна. Было обнаружено, что пять молекул, включая ванилин-4-сульфат и индол-3-пропионат, с вероятностью 99.2% свидетельствуют о 24-часовом бодрствовании.
Эти «маркеры» после сертификации тестов будут использоваться дорожными службами и медкомиссиями для недопущения невыспавшихся водителей за руль. Что, в свою очередь, послужит предотвращению несчастных случаев на дороге.
Одной из самых частых причин смертельных ДТП на дорогах с участием профессиональных водителей является то, что они засыпают за рулём. К сожалению, недосып чаще чреват ухудшением функционирования мозга, снижением когнитивных способностей, притуплением внимания и увеличением времени реакции. Вождение автомобиля после бессонной ночи приравнивается к выходу в дорогу с содержанием алкоголя в крови 0,9 г/л. Но если тесты отслеживают количество выпитого алкоголя, то сопоставимый с ним по разрушительной силе недосып — пока нет
При первых признаках сонливости водитель должен остановиться, поскольку для него риск попасть в аварию возрастает кратно (в 3-4 раза) в ближайшие полчаса.
Помимо вышеобозначенных метаболитов крови, на недостаток сна могут указывать и другие физиологические параметры, уоторые учитываются при визуальном освидетельствовании водителей. Но нормально расширенные зрачки и мерное моргание глаз не всегда показывает истинное состояния водителя. Если изменения уже произошли в составе крови, то даже организм здорового человека может давать сбой. Поэтому в будущем подобные тесты определения уставших водителей непременно войдут в процедуру освидетельствования.