Узоры кружевниц как молитва

Узоры кружевниц как молитва

Сегодня я посетил выставку во Дворце Алексея Михайловича в Коломенском «Узор в декоративном искусстве Нового времени», которая была посвящена произведениям мастеров XVII–XIX веков, реализованных в декоративных и культовых предметах, в том числе удивительному русскому искусству — плетению кружев.

Кружева плелись ещё у древних египтян и шумеров, где им занимались только посвященные — жрецы. Это искусство было распространено во Фландрии, Австрии, Франции и других странах Европы, а также в Азии, но только в России начиная с XVII века они стали самобытным жанром прядильного искусства, начавшим свое историческое развитие в женских монастырях и замкнутых общинах, затем преобразовавшись в ремесленные коллективы.

Удивительно многообразие как видов плетения кружев — от радиусного до прямолинейного. Узоры кружевниц заключают в себе великое множество сюжетов и композиций.

С появлением ткацких станков в  Голландии и Англии началась промышленная революция, которая транслировалась практически во все области науки и техники. Исключением стало кружевоплетение.

Накидка на подушку из свадебного постельного комплекта, конец 19 века
Накидка на подушку из свадебного постельного комплекта, конец 19 века

Почему? Вовсе не потому, что невозможно изобрести специальные станки и техники, сделав этот процесс менее трудоемким и увеличить объемы производства и тираж. Как показали века развития этого искусства, загадка кружев состоит именно в индивидуальном мастерстве каждой прядильщицы.

Мать, передавая искусство прядения дочери, в результате поражалась тому, что её кружева совершенно иные! Нередко по содержанию и качеству лучше, чем у учительницы. Прядение кружев было и остается самобытным индивидуальным, даже не семейным ремеслом.

Современный уровень развития техники доказывает, что и прядение кружев можно превратить в массовую культуру, однако при этом неминуемо самобытность и высокие образцы исчезнут.

Два кружева из села Поморья и монашками из Англии, лежащие рядом, различны. В первом случае они делались месяцами в длинные зимние ночи при гаснущей лучине, во втором — в комфортных условиях на прядильных столах с высококачественными инструментами. Первое восхищает искусством исполнения, во втором, тоже качественном, не наблюдаются признаки одухотворения.

Beep plie' "Свидание", художник Эмиль-Антуан Байярд, Франция 1880-е
Beep plie’ «Свидание», художник Эмиль-Антуан Байярд, Франция 1880-е

Глядя на удивительное искусство, приходишь к мысли об искусстве вообще и в частности. Не столько успех того или иного мастерства состоит в комфортности его производства, сколько в одухотворенности автора данного действа.

Вспоминаются знаменитые прядильщицы Веласкеса, их лица не просто одухотворены, но схожи с молящимися монахинями. И тут понимаешь, что процесс молитвы и прядения кружев имеют много общего.

Образцы кружева, Россия, конец 19 века, машинная работа
Образцы кружева, Россия, конец 19 века, машинная работа
Оградная решётка, Русский север, Поморский берег Белого моря, село Сумский посад, начало 18-го века
Оградная решётка, Русский север, Поморский берег Белого моря, село Сумский посад, начало 18-го века
Василий Федорович Копалкин, резчик, Наличник рядового окна, Нижегородская губерния, 1880-1890-е
Василий Федорович Копалкин, резчик, Наличник рядового окна, Нижегородская губерния, 1880-1890-е

Узоры кружевниц как молитва

Царские врата, Россия, первая половина 18 века
Царские врата, Россия, первая половина 18 века

Узоры кружевниц как молитва

Сень "Тайная вечеря" от царских врат, Москва, из Никольского собора Николо-Перервинского монастыря, последняя четверть 18 века
Сень «Тайная вечеря» от царских врат, Москва, из Никольского собора Николо-Перервинского монастыря, последняя четверть 18 века
Фасадная доска, Россия, Нижегородская губерния, вторая половина 19 века
Фасадная доска, Россия, Нижегородская губерния, вторая половина 19 века
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку