Пандемия Covid-19 нанесла серьезный урон рынку новых легковых автомобилей Европы. По итогам 2020 года он сократился на -24.3% до 11.96 млн. единиц, сообщает Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA).
Введенные санитарные ограничительные меры, включая полномасштабный карантин и изоляцию в течение всего года, оказали беспрецедентное влияние на продажи автомобилей по всей Европе, включая ЕС, Великобританию и страны EFTA (Норвегия, Исландия, Швейцария).
После -78.3% пикирования в апреле 2020 спрос начал было восстанавливаться и в сентябре вышел даже в плюс (+1.1%), но вторая волна пандемии и ограничительных мер опять отправила его в минус. Декабрьские продажи показали снижение год к году на -3.7%.
2020-й стал годом крупнейшего падения спроса за всю 30-летнюю историю Европейской ассоциации автопроизводителей, в результате которого отрасль недосчиталась 3.8 млн. покупателей.
Все пять крупнейших рынков региона, на которые приходится 70.5% продаж, по итогам показали двузначное снижение:
- Германия – -19.1%
- Франция – -25.5%
- Англия – -29.4%
- Италия – -27.9%
- Испания – -32.3%
С минимальными потерями вышла только Норвегия (-0.7%), где спад продаж бензиновых и дизельных машин компенсировался ростом спроса на подключаемые к розетке автомобили. В декабре рынок здесь вырос на +82.8%.
Как сообщает норвежская отраслевая ассоциация OFV, в декабре доля электромобилей (BEV) в продажах достигла 66.7%, а подключаемых гибридов (PHEV) – 20.4%. В целом за год электромобили заняли 54.3% долю, а подключаемые гибриды – 20.4%.
Полная картина продаж электромобилей в Европе станет известна через месяц, когда ACEA опубликует свою статистику.
Наибольшим спросом среди европейцев пользовались Volkswagen, Renault, Peugeot, Mercedes-benz и Skoda, обеспечившие 38.8% продаж в 2020 году. Но и они по итогам года показали двузначную отрицательную динамику.
- Volkswagen – -24.6%
- Renault – -22.9%
- Peugeot – -22.9%
- Mercedes-benz – -14.2%
- Skoda – -14.9%
Минимальные потери (-6.9%) понесли нишевые люксовые бренды Volkswagen – Bentley, Lamborghini и Bugatti.
Прогнозы европейского авторынка на 2021 год
Предсказать с большой долей уверенности, как будет развиваться автомобильная отрасль в мире и Европе в 2021 году, сейчас мало кто может. Тем не менее, без прогнозов никак.
По мнению аналитиков IHS Markit, в следующем году мировой авторынок вырастет на 9% до 83.4 млн. шт. При этом в Европе рост будет сильнее – +11.1% (до 15.25 млн.).
Согласен с этим и Fitch Solutions: «Европа будет самым успешным регионом в 2021 году с прогнозируемым ростом продаж автомобилей на 10.8%. (…) Большая часть этого роста объясняется скоординированными усилиями государств-членов ЕС по стимулированию регионального восстановления после пандемии с помощью таких мер, как Фонд восстановления ЕС и Зеленое соглашение ЕС. Это контрастирует с Северной Америкой, где мы прогнозируем самый низкий уровень роста – всего 5.9% в 2021 году».
Ещё более позитивны аналитики GlobalData, которые прогнозируют рост мирового авторынка на +15% до 85 млн. машин, но предупреждают, что вернуться к допандемийному уровню удастся только к 2023 году.
Эксперты Bloomberg Intelligence более пессимистичны. Первый квартал для Европы будет трудным. Во втором квартале авторынок может вырасти, если правительства отменят блокировки. Однако по итогам 2021 года продажи составят -15% к уровню 2019 года.