02 марта 2017 года Государственный музей изобразительных искусства им. Пушкина (ГМИИ) в лице директора – Марины Девовны Лошак – договорился о многообещающей выставке 2020 года с известным французским искусствоведом Жан-Юбером Мартеном. Она носит название «Древние украли все наши идеи» и представляет собой отражение взглядов куратора о взаимосвязи эпох в искусстве.
Жан-Юбер Мартен (Jean-Hubert Martin, род. 1944) – историк искусства, куратор международных выставок, и бывший директор Центра Помпиду в Париже, основанием которого он занимался, будучи куратором департамента Современного искусства. Занимался устройством выставок С. Дали, К. Малевича, И. Кабакова, Жана ле Жака (Jean Le Gac), проектов «Париж-Берлин» (1978), «Париж-Москва» (1979), «Маги земли» (1989) и др. Ж.-Ю. Мартен руководил музеями во Франции, Италии и Германии. «Открыл» русский авангард. По своим взглядам – сторонник глобализации искусства.
Это не первый кураторский проект Ж.-Ю. Мартена в России. В 2009 году он уже принимал участие в 3-й Московской биеннале современного искусства «Против исключения» в Центре современной культуры «Гараж». В настоящее время он значится в списке Экспертного совета проекта, ежегодно проводящегося при поддержке Министерства культуры России и правительства Москвы.
Немного истории, чтобы понимать, что нас ожидает. Выставка «Маги земли», объединившая в себе показ художественной продукции пяти континентов, привлекла 300’000 посетителей, однако, на что обратил внимание куратор, «о ней говорили буквально все». Слоган выставки в переводе с французского гласил: «Смерть искусства, искусство живет». Она изначально была задумана как противопоставление искусства западного, развитого и известного, и малоизвестного, из других стран. При этом экспонаты не имели официального национального статуса, не выступали как представители страны.
Критика проекта удивлялась применённым методам отбора произведений по странам: где-то они искались по школам, противостоящим искусству, а где-то – по школам, создающим искусство на западный манер и тд. В результате получилась шокирующе пёстрая экспозиция. Также критики говорили о том, что собственно социальных различий на выставке не было обнаружено, равно как и красоты заморских художественных методов. Впрочем, были и те посетители, которые отмечали, что эта выставка перевернула их представления о выставках как таковых и открыла новые живописные школы, например, в Индии.
Источники: Fine Art Museum, Revue.org, Magiciens de la Terre, Centre Pompidou, Le Monde, Moscow Biennale