Согласно новому отчёту Ассоциации автомобильных производителей Европы (ACEA), в 2024 году мировой рынок легковых автомашин достиг отметки в 74.6 млн штук, что на 2.5% больше, чем годом ранее. При этом мировые объёмы производства показали небольшой спад в полпроцента до 75.5 млн штук.
Самым крупным автомобильным рынком мира остаётся Азия, на которую пришлось 48.9% всех проданных легковых машин. Он же продемонстрировал и самые низкие темпы роста — всего +1% к 2023 году. Ожидаемым драйвером этого региона является Кита, чьё потребление составило 30% всех мировых продаж.
Вторым по размеру авторынком остаётся Европа. На неё приходится 21.6% мирового рынка. Здесь в 2024 году было продано 16.1 млн автомобилей, что на 3.9% больше, чем годом ранее.
Самым неожиданным феноменом стало то, что самый большой рост продаж в регионе показали Россия и Украина. В прошлом году россияне купили на 46.4% больше автомобилей, чем в 2023 — 1.5 млн штук против 1.0 млн штук ранее.
Тем самым Россия вновь вернулась в пятёрку европейских лидеров после Германии (2.8 млн шт, -1% год к году), Великобритании (2 млн шт, +2.6% г/г), Франции (1.7 млн шт, -3.2% г/г) и Италии (1.6 млн шт, -0.5% г/г).
Продажи автомобилей на Украине выросли на 12.6% до 68 тыс шт.
В целом автомобильные продажи стран ЕС, EFTA (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария) и Великобритания в прошлом году фактически стояли показав +0.9% роста, составив 13 млн шт.
Третьим самым крупным региональным рынком стала Северная Америка. Здесь было продано 15.3 млн автомобилей (+3.8% г/г). Очевидно, что ведущий объём приходится на США — 17% всех мировых продаж — где было продано 12.7 млн шт (+3.1% г/г).
Мировые продажи электромобилей в 2024 году
Безусловно, одной из самых важных автомобильных тем является развитие рынка электромобилей.
По данным ACEA за 2023 год, автомобильный парк ЕС насчитывал 249 млн легковых автомобилей. Из них на электрические приходилось лишь 3.9%. Из 30.1 млн грузовиков на дорогах ЕС 1.3% были с электротягой.
Тем не менее, вновь полноценные — батарейные — электромобили (BEV) были третьими по популярности среди европейских покупателей. В декабре 2024 года их рыночная доля достигала 18.8% (!!!), увеличившись до 15.4% по итогам прошлого года и обогнав дизельное топливо, доля которого снизилась до 10.4%.
Своё лидерство всё ещё удерживает бензин с 33-процентной долей, за которым идут неподключаемые к розетке гибридные версии (HEV).

В России на начало 2025 года было зарегистрировано 59.6 тыс электромобилей. За два последних года их количество увеличилось более чем в три раза. Согласно данным Автостата, по итогам 2024 года в России было продано 17.8 тыс новых электрокаров, что на +26.4% больше, чем в 2023 году, и стало рекордом. Вместе с тем, это лишь 1.2% в общем объёме рынка легковых автомобилей.
По данным Motor Intelligence, в США в 2024 году было продано 1.3 млн электромобилей или 10.2% всего рынка.
По данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (CPCA), в Китае в прошлом году было продано почти 10.9 млн автомобилей на электрической тяге, что составляет рыночную доля в 47.9%(!!!). «Настоящих» электромобилей (BEV) было реализовано 6.3 млн штук, что составляет 27.5% от продаж новых легковых автомобилей на внутреннем рынке.
Как свидетельствуют цифры, мировой автопром уже семимильными шагами движется к полностью электрическому транспорту, снижая свою зависимость от углеводородов. Россия в этом смысле находится в Каменном веке.