В Европе грядет сельскохозяйственная революция

В Европе грядет сельскохозяйственная революция

Жители Европы настойчиво требуют от фермеров освободить 300 млн. животных из клеток, дав им свободный выгул. Если эта инициатива получит юридическое воплощение, то это кардинально изменит сельское хозяйство не только Евросоюза, но и всего мира.

Инициатива «Конец века клеток», направлена на полный запрет клеток для более чем 300 млн. сельскохозяйственных животных ЕС. Это включает около 180 млн. кур-несушек, 112 млн. кроликов, 40 млн. уток и гусей, 12 млн. телят и 10 млн. свиноматок, условия выращивания которых в клетках в петиции названы как «жестокие и ненужные».

Согласно правилам ЕС, Европейская комиссия должна ответить на любую петицию, которая наберет более 1 млн. подписей, обозначив, какие дальнейшие действия она предпримет.

Петиция, возглавляемая общественной организацией «Сострадание в мировом сельском хозяйстве» (CIWF), уже набрала 1.4 млн. голосов граждан, выступающих за перевод фермеров на альтернативные виды производства, такие как свободное и органическое сельское хозяйство. Но как далеко зайдет Брюссель, чтобы воплотить это романтическое видение, будет понятно 2 июня, когда огласят предварительное решение.

Шансы, что требование граждан будет удовлетворено, очень велики, ибо, с одной стороны, это сделает ЕС лидером в области стандартов защиты животных, с другой стороны, это согласуется с движением Европы к большей автономии, и, в-третьих, это ещё один рычаг для локализации производства.

Кстати, если говорить о курах, то данная инициатива не совсем новая. С 2012 года в Евросоюзе действуют правила, требующие переселить несушек из тесных клеток в просторные.

Сейчас только половина всех кур в ЕС содержится на свободном выгуле. Поэтому, как только фермеров заставят избавиться от оставшихся клеток, естественно встанет вопрос об уравнивании в правах отечественных и зарубежных сельхозпроизводителей.

Конечно, ЕС может потребовать, чтобы все импортируемые продукты соответствовали новым стандартам. Но это может привести Брюссель к неприятностям в ВТО с торговыми партнерами, которые не намерены отказываться от нынешней более дешевой модели производства.

Отказ от клеток повышает производственные затраты, так как животные с большими возможностями двигаться нуждаются в большем количестве топлива, как с точки зрения отопления зданий, так и кормления.

Общественники считают, что международные стандарты всё же могут быть повышены. «Если наш запрет основан на этических основаниях, то это полностью соответствует существующим правилам торговли», – говорит журналу Politico глава CIWF в ЕС Ольга Кику.

Однако профессор экономики института AgroParisTech Жан-Кристоф Бюро замечает, что этическая карта редко разыгрывалась в Женеве и никогда не работала. Устав ВТО исключает возможность дискриминации в отношении импортируемой продукции на основе способа ее производства, если конечный продукт по своей сути одинаков.

Вместе с тем, эта тема активно обсуждается как на общеевропейском, так и на национальном уровне её членов. И вопрос скорее ставится не о том, вводить или не вводить запрет, а, как и в какие сроки. В частности, Австрия уже перешла на свободный выгул несушек, Чехия планирует сделать это к 2027 году.

Помимо угрозы прямого запрета на клетки, животноводы и птицеводы находятся и под давлением со стороны потребителей, как конечных, так и промышленных.

Nestlé уже использует в своей продукции только яйца несушек свободного выгула. Об отказе от содержания кур в клетках заявила Unilever.

Германия выступает за маркировку всех продуктов, содержащих яйца, – от макарон и майонеза до выпечки – которая бы показывала в каких условиях содержались несушки.

Суммируя, можно сказать, что тренд этот системный и долгосрочный.

Что касается России, то у нас ситуация иная. Мы только-только приблизились к продовольственному самообеспечению. В прошлом году продовольственная независимость по говядине достигла 83.9%, по свинине – 104.7%, по птице – 100.5%. В целом по сельхозпродукции российский экспорт впервые превысил импорт в стоимостном выражении. Однако вместе с тем цены на еду выросли, а реальные зарплаты уже почти десять лет падают. Поэтому в ближайшее время главная задача страны – накормить население, а не заботиться о курочках и свинках.

Конечно, российские сельхозпредприятия, работающие на экспорт, так или иначе почувствуют законодательные инициативы Европы. Но она для нас пока не приоритет: 37% мяса мы экспортируем в Китай, 16% во Вьетнам и 13% на Украину. Следом за ними идут Гонконг и Казахстан.

Поделиться с друзьями
Subscription