Представьте на мгновенье. Гран-при Великобритании, Льюис Хэмилтон мчится на своем Мерседесе, когда его техники внезапно сообщают о необходимости пит-стопа – датчики говорят об аномалии в передних шинах. Гонщик заезжает на стенд, механики ничего не обнаруживают, а Хэмилтон приходит вторым – чемпион стал жертвой кибератаки, которая стоила ему победы.
Изложенный рассказ выглядит, как сценарий научно-фантастического фильма. Однако кибербезопасность и защита данных– это сегодня реалии всех команд Формулы 1.
«[Кибербезопасность] – это одна из одержимостей всех конюшен», – говорит Le Figaro Эрик Булье, бывший босс команды Renault (2010-2014), а затем McLaren (2014-2018). «Когда я пришел в Renault, из 450 человек 80 работали над этими проблемами в ИТ-отделе. Это показывает, насколько серьезно была воспринята тема», – добавляет нынешний генеральный директор Гран-При Франции.
Ставки в гонке за инновациями в Формуле 1 стали колоссальными. Чтобы опередить конкурентов, команды долгие годы занимаются обработкой гигантских объемов данных, полагаясь на суперкомпьютеры, мощность которых теперь ограничена Международной Автомобильной федерацией (FIA).
Суперкомпьютеры теперь везде. Каждый болид оснащен 200 датчиками, которые собирают телеметрию и отправляют по защищенным каналам на сервера, где они анализируются в режиме реального времени. Инженеры в оперативном штабе анализируют данные и думают над различными конфигурациями автомобилей, которые мгновенно внедряются, пока пилот заехал в бокс.
Чтобы эта информация не попала в руки злоумышленников, каждая конюшня нанимает мастодонтов кибербезопасности из Thales, Microsoft, Kaspersky…
«Атаки есть все время», – говорит Эммануэль Мерио, глава Darktrace, компании, сотрудничающей с конюшней McLaren. Эта команда, специализирующаяся на киберзащите, ведет войну с хакерами и их вредоносными программами, которые требуют выкуп в обмен на украденные данные.
«Формула-1, как и любая компания, подвержена этим типам атак, которые теперь распространены, с той разницей, что ставки разыгрываются в секунду, когда болид находится на треке. Поэтому мы должны иметь возможность реагировать немедленно, – говорит Мерио. – Если хакеры не могут взять под контроль руль, то вполне реально представить, что они перехватывают передаваемые данные и фальсифицируют их. И если они смогут просигналить, что топлива больше нет, машина вернется на стенд, и гонка будет проиграна».
К счастью, пока такой кошмарный сценарий на трассе исключен. К счастью, потому что такое событие будет иметь разрушительные последствия не только для самых престижных гонок, но и для автомобильной промышленности, озабоченной сейчас безопасностью беспилотных автомобилей.
Тема эта очень чувствительная и команды отказываются говорить о недостатках своих компьютерных систем. Но они есть.
В 2008 году Red Bull Марка Уэббера стал жертвой отказа коробки передач, вызванного по словам чиновников конюшни… наводками поезда метро в Сингапуре. Эта информация была очень быстро опровергнута местными транспортниками.
В 2014 году Marussia потеряла тестовый день из-за компьютерного вируса. Троянский конь был случайно загружен сотрудником, парализовав компьютерную систему и машину на стенде.
Гонка, где шпионаж квалифицируется бывшими менеджерами, как «национальный вид спорта», боязнь, что данные попадут к конкурентам вполне реальна.
Так в 2007 году McLaren была уличена FIA в использовании данных Ferrari, которые та получила от инженера Найджела Степни. Скандал, получивший название Степнегейтом, привел к исключению команды из чемпионата.
«Если Формула-1 и опережает сейчас в области кибербезопасности, то это из-за или, скорее, благодаря этому скандалу, – признается Эрик Булье. – Штраф в размере $100 млн., наложенный на McLaren, заставил все конюшни инвестировать значительные средства в защиту своих данных».
Осознание угрозы заставило конюшни быть на шаг впереди киберпреступников, пока.
***
Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.
Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).