В ГМИИ съехались картины Высокого Ренессанса Венеции

Веронезе, Воскрешение Христа, 1575, ГМИИ им. Пушкина

Венецианское Чинквеченто в трёх ипостасях — Тициан, Веронезе и Тинторетто — выставлено в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) в экспозиции «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России». Высокий Ренессанс Венеции XVI века в количестве 23 произведений упомянутых авторов — титанов эпохи из разных коллекций Италии и России — можно будет созерцать всем желающим с 09 июня по 20 августа 2017 года.

Тициан Вечеллио, Портрет Алессандро Фартезе, 1545-1546, Национальный музей Каподимонте
Тициан Вечеллио, Портрет Алессандро Фартезе, 1545-1546, Национальный музей Каподимонте

В венецианской живописи этого периода сохранялось мироощущение и традиции Ренессанса. Однако, Тициан, Веронезе и Тинторетто наряду с традициями несут в себе новые направления живописи, закладывают основы последующих школ.

Первый из них — Тициан Вечеллио (ок. 1477-1576) — был признан с 1520 годов как самый прославленный и первый живописец Венеции. Имея заказы и от церквей, и от светской знати, он писал свои потрясающие по цветовому воплощению и композиционным решениям картины как на христианские, так и на популярные мифологические сюжеты. Одним из таких заказов был античный цикл картин для герцога Феррарского: «Вакханалия, «Праздник Венеры» и «Вакх и Ариадна». Художник выполнял также портреты. Эти три жанра сопровождали Тициана всю жизнь, хотя он к её концу больше склонялся к христианским сюжетам.

 

Кстати, на выставке ГМИИ впервые показывает работу «Венера и Адонис» с атрибуцией куратора выставки д.и.н. В.Э. Марковой, недавно доказавшей авторство великого венецианца.

Тициан, Венера и Адонис, 1545, Фонд Классика
Тициан, Венера и Адонис, 1545, Фонд Классика
Веронезе, Портрет дворянина в мехах (Даниэле Барбаро?), 1551, Палаццо Питти
Веронезе, Портрет дворянина в мехах (Даниэле Барбаро?), 1551, Палаццо Питти

Паоло Кальяри по прозвищу «веронец» или Веронезе, потому что он родился в этом городе, прожил большую часть жизни в Венеции и прославил её своей живописью и росписями Дворца дожей. Он родился в 1527 и умер в 1588 году, был младшим современником Тициана. Как и Тициан, Веронезе писал для дворцов-палаццо и церквей, выполнял заказы государственных мужей. Однако, он полон жизни и создавал образы праздничной Венеции, даже когда писал по заказу церкви. Инквизиция однажды попросила его переписать одну из картин «Пир в доме Левия», потому что ей показалась чрезмерной подчеркнутая театральность сюжета. Как и Тициан, Веронезе был востребован при жизни. Этот мастер также не остается без российской премьеры — ГМИИ выставляет свою только что отреставрированную картину мастера «Воскресение Христа».

 

Тинторетто, Святой Георгий, убивающий дракона, 1555-1558, Эрмитаж
Тинторетто, Святой Георгий, убивающий дракона, 1555-1558, Эрмитаж

Ещё один венецианский гений, младший современник и ученик Тициана Якопо Робусти, называемый также «Красильщик» или Тинторетто (1518-1594), был другим. Он был признан не всегда и не всеми, потому что его сюжеты были полны мистики, напряжены и беспокойны. Тинторетто много пишет для церквей и братств (Скуоло ди сан Рокко, Скуоло ди сан Марко), работает по заказу властей над росписями Дворца дожей и создаёт портреты патрициев и дожей. На выставке москвичи смогут полюбоваться его работой «Святой Георгий с принцессой» из главного собрания северной столицы.

Выставка «Венеция Ренессанса…» оставляет по себе интересное впечатление «плавильного котла» венецианского Ренессанса. С одной стороны, она перемешивает художников в выставочном пространстве, чтобы дать картину эпохи, с другой — собирает картины, выполненные для разноплановых заказчиков из разных коллекций. Здесь работы из резиденции Медичи — дворца Питти, российского «Эрмитажа» и ГМИИ, и наряду с ними работы из церквей и частных коллекций. В итоге — действительно интересно.

Тинторетто, Тайная Вечеря, 1547, Церковь Сан Маркуола
Тинторетто, Тайная Вечеря, 1547, Церковь Сан Маркуола

 

Поделиться с друзьями
Subscription