В четверг в Китае представили новый поезд на магнитной подушке, который способен развивать скорость в 600 километров в час. Коммерческое производство высокоскоростного поезда начнется в 2021 году.
Особенность поездов на магнитной подушке состоит в том, что вместо колес у них мощные магниты, силой которых они отталкиваются от однополярного полотна дороги, заставляя состав парить в воздухе – левитировать. Поэтому их еще называют маглев-поезда – от слов магнитная левитация. Эти поезда отличаются низким шумом, топливной экономичностью (в 5 раз ниже, чем у самолета) и низкими эксплуатационными затратами.
Такой маглев-поезд и разработали китайские инженеры из государственной корпорации CRRC – крупнейшего в мире производителя подвижного железнодорожного состава. Разработчики считают, что этот поезд изменит туристический рынок страны, заняв нишу между высокоскоростными поездами и самолетами.
Если крейсерская скорость самолета 800-900 км/ч, то средняя скорость поезда на маршруте Пекин-Шанхай составляет сейчас 330 км/ч. Как говорит заместитель главного инженера CRRC Дин Сансан, на самолете вы преодолеете это расстояние за 4.5 часов (с подготовкой, регистрацией), на скоростном поезде – за 5.5 часов, а на маглев-поезде – за 3.5 часа.
Большим недостатком маглев-поездов является невозможность воспользоваться существующей транспортной инфраструктурой, а стоимость строительства магнитного полотна дороги сопоставима с ценой прокладки линии метро закрытым способом, и в 2 раза дороже устройства ж/д полотна для обычных высокоскоростных поездов.
Созданная китайскими инженерами легкая и высокопрочная платформа станет основой для пяти типов маглев-поездов. Дочерняя компания CRRC сейчас строит центр испытаний и завод опытного производства, которые начнут работу во второй половине этого года.
Китайская новинка не станет первым поездом, превысившим отметку в 600 км/ч. В 2015 году экспериментальный японский маглев-состав разогнался до скорости в 603 км/ч. Сейчас идет работа над версией в 500 км/ч, которая в 2027 году будет работать на маршруте Токио-Нагоя, и сократит время в пути вдвое.
Первая маглев-линия Китая заработала между Шанхаем и аэропортом Пудун в 2002 году. Максимальная зарегистрированная скорость на ней 431 км/ч – это самая скоростная маглев-линия в мире, находящаяся сейчас в коммерческой эксплуатации. Помимо Китая поезда на магнитной подушке сейчас используются только в Японии и Южной Корее.
В России такого транспорта нет. В середине 1980-х у нас был создан опытный образец поезда на магнитной подушке TA-05, который двигался со скоростью 250 км/ч, но в эксплуатацию он так и не был запущен.
У нас вообще с высокоскоростными поездами большая проблема. С 2013 года идут разговоры о постройке высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург и Москва-Казань, но проекты только обсуждают и никаких соглашений о строительстве пока не подписано. Ожидается, что расстояние между столицами в 660 км быстрые поезда будут преодолевать за 2.5 часа, и их скорость составит до 400 км/ч. До Казани 770-километровая поездка будет занимать 3.5 часа.