Выставка «Придворный костюм середины XIX-начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа», открывшаяся в Историческом музее (ГИМ), позволяет нам побывать в гардеробных высшего света Российской империи. Наряды, которые меняла главная модница второй половины XIX века — мать последнего русского императора Мария Фёдоровна, и в наши дни поражают воображение своим изяществом и тонкостью исполнения. А устройство выставки, блестяще организованной ГИМ, даёт возможность увидеть этот мир во всём блеске и детально изучить его.
Дочь датского короля принцесса Дагмара, ставшая женой императора Александра III императрицей Марией Фёдоровной, любила светскую жизнь и была очень жизнерадостным человеком. Господь дал ей достаточно сил, чтобы вынести тяжкие испытания, выпавшие на её долю: раннюю смерть жениха Николая Александровича (брата будущего мужа), преждевременное вдовство, революционные потрясения и страшную расправу над сыном и внуками. Мария Фёдоровна последние годы жила в родной Дании и тосковала по России.
Но в тот период, о котором идёт речь, она заказывала свои наряды у лучших модельеров мира — Чарльза Фредерика Ворта, Агафьи Ивановой и других; для элегантной стройной царицы были созданы настоящие шедевры высокой моды. Мария Фёдоровна блистала в моменты выходов в свет, в театрах и на приёмах, и приковывала к себе восторженные взгляды окружающих.
Не беда, что императрица старалась не тратить на наряды чрезмерно много (она ограничивала свои расходы, чтобы осуществлять благотворительные проекты). То, как эффектно Мария Фёдоровна умела продумывать детали своего туалета, видно из таких элементов, как чулки, платочки, перчатки, туфли и веера. Её стройная фигура подчёркивалась однотонными чулками и обувью, а также смелыми (вплоть до чёрно-красных сочетаний) расцветками нарядов.
Несмотря на строгую регламентацию одежды, императрица умела украсить себя изысканными элементами декора. А в период траура по мужу Мария Фёдоровна получила возможность предстать в белом платье в день своего рождения, совпавшем с бракосочетанием Николая II. Мы видим её тяжелое белое платье из траурного материала — крепа, с длинным шлейфом, говорящем о статусе носительницы.
Выходные наряды императриц могли быть более 10 килограммов веса, и ношение такой прекрасной тяжести требовало больших усилий.
В отличие от жены, император не был любителем светской жизни. В царствование Александра III при дворе не было проведено ни единого маскарада. Два костюма на выставке относятся к маскараду 1890 года в Михайловском дворце у Екатерины Михайловны, потому что все карнавальные торжества в ту эпоху проводились в великокняжеских особняках петербургской аристократии. Царь считал, что ни к чему государю представать перед публикой ряженым, даже на несколько часов.
Он одевался весьма скромно. Это мы можем ощутить, глядя на совсем неприметный серый прогулочный костюм в клетку, несколько неуклюжий и нескладный на вид, который впервые представлен для зрителей.
«Гражданская одежда несколько мешковато сидела на его фигуре богатыря, — говорит хранитель коллекции костюмов Эрмитажа Нина Тарасова. — Кроме того, этот костюм неважно сшит, клетка не подогнана, хотя ателье было очень достойным. Это говорит о характере Александра III, который спокойно относился к такого рода костюмам. Надевал такие костюмы Александр III, как и другие члены императорской фамилии, только во время зарубежных вояжей. Дома, в России, император ходил в военном мундире и домашней одежде. Ему было важно, чтобы хорошо сидел мундир».
Экспозиция дополнена живописью, детской одеждой и оружием, предметами туалета. И помимо императорских вещей, мы видим одежду придворных. Незамужние фрейлины одевались за казённый счёт и затем сдавали её государству, статс-дамы — за свой счёт.
Сохранить одежду стоило большого труда. Специальный температурный режим и лежачее расположение экспонатов, бережная реставрация — всё это сделало возможность показать «Придворный костюм середины XIX-начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа».
А после выставки должно будет пройти не менее трёх лет, чтобы великолепные наряды могли путешествовать снова.