До 28 августа 2017 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства объединены работы немецких и российских начинающих дизайнеров. Выставка, цель которой показать старое и новое в современных решениях формы, носит название «New olds. Классика и инновации в дизайне». Она организована Московским музеем дизайна и Институтом связей с зарубежными странами IFA и проходит при поддержке Гёте-Института в Москве.
Цель выставочного проекта – освещение применяемых в дизайне старых, традиционных форм и одновременно новых, инновационных. При этом подчёркивается, что новое взаимосвязано с историческим и национальным контекстом. Отсюда и название «новая старина» или New Olds.
Представленные на выставке российские мебель, светильники и керамика тесно связаны с русскими ремёслами и предметами быта. Например, дизайнеры Анна Кулачек и Екатерина Копытина создавали свои произведения вместе с заводами Гжели и Гусь-Хрустального.
Из Германии на выставку приехало более 50 работ. Они представляют собой современную интерпретацию традиционных форм. Среди них – деревянный стул в форме, привычной для пластика (Маартен Баас), тарелка с рисунком промышленного пейзажа (Нина Каппенштайн) и клейкая лента в стиле барокко (Марти Гиксе).
Куратор выставки с немецкой стороны – проф. Фолькер Альбус (Volker Albus) Государственного университета искусств и дизайна Карлсруэ, дизайнер и архитектор. Ф. Альбус говорит о том, что предпочёл бы, «чтобы они держали глаза открытыми и перестали мыслить стереотипами». Профессор любезно согласился ответить на вопросы для читателей «Э-Вести»:
ЭВ: Ваш проект «New olds» становится традиционным. Я вижу, что он проводится в разных странах. Вы считаете, что одна и та же идея может быть применима в разных странах?
Фолькер Альбус: Мы пытаемся показать возможности создания синергии при взаимодействии традиционных аспектов (форма, ремесло, материал) с вызовами сегодняшнего дня. Я думаю, что эта проблематика свойственна разным странам. Например, посмотрите на традицию деревообработки в России. Вопрос в том, как мы можем объединить дерево (взамен пластика) с новыми технологиями? Взгляните на работы Анастасии Кочеевой и на то, как она работает с берёзой…
ЭВ: Вы владеете информацией о немецком, русском, новозеландском дизайне и тп. Существует ли национальная специфика в подходе к дизайну в нашем глобальном мире?
Фолькер Альбус: Во-первых, повсюду в мире – в России, Германии, Новой Зеландии – наша повседневная жизнь основывается на одних и тех же вещах: мы спим, едим, сидим, работаем. Однако, то, как мы спим, сидим, работаем и едим абсолютно различно. Это определяется климатом, ресурсами и традицией.
ЭВ: Вы говорили о том, что посыл выставки – это заставить посетителей перестать мыслить стереотипами. Что такое стереотип в дизайне?
Фолькер Альбус: Копирование успешных дизайнерских моделей.
ЭВ: Существует ли очевидная разница между старым и новым дизайном?
Фолькер Альбус: Это зависит от того, что конкретно вы ищете. Кровати почти те же, но если вы будете рассматривать рабочее пространство и его оборудование, то здесь вы найдёте множество изменений.
ЭВ: Ожидаете ли Вы, что проект получит отклик от компаний на представленный здесь промышленный дизайн?
Фолькер Альбус: Было бы замечательно, если бы российские компании открыли для себя огромный потенциал современного русского дизайна.