В Новой Третьяковке в рамках выставки «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» показывают восемь храмов, увиденных и скопированных в течение жизни художником-реставратором. Овчинников оставил их в памяти потомков, буквально спас, и со временем разработал собственный метод реставрации, при котором авторский замысел произведения оказывался полностью сохранён.
Знаменитый реставратор был назван Адольфом в честь героя немецкого романтизма (одноименный персонаж был описан в романе Бенжамена-Анри Констана де Ребека и стал образцом эпохи). Кто знает, не это ли повлияло на его трепетное уважение к корням, или выбором профессии Овчинников полностью обязан деду из старообрядцев, который водил внука причаститься святых тайн?
Вера делала приобщение к иконе Адольфа Николаевича неформальным; со временем он стал не только спасителем и реставратором духовного наследия России и Грузии, но знатоком образов и символов иконописи. Его работа стала образцовой, признанной в мире и родной стране.
Коллекция, которую Третьяковская галерея представляет зрителю, приехала из «Иконотеки А.Н. Овчинникова» при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря — учреждения, в котором долгие годы работал выдающийся реставратор. Жемчужина коллекции — росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, которые позволили Овчинникову в процессе работы полностью постичь процесс создания живописи древними мастерами, от основы до последних мельчайших штрихов.
Третьяковка дополнила коллекцию собственными шедеврами, над которыми работал реставратор. Это Никола Зарайский («Святитель Николай Чудотворец, со священномучеником Василием Анкирским и мучеником Андреем Стратилатом») и знаменитая икона Спасителя («Спас (оплечный)»), некоторыми экспертами называемая произведением Андрея Рублева.
А.Н. Овчинников до своей смерти в 2021 году был выдающимся знатоком и специалистом по восстановлению икон в России. Его тихий труд запечатлён в коллекциях крупнейших национальных музеев нашей страны и других стран, в том числе длительное время он работал над коллекцией Государственного исторического музея (ГИМ).