30 ноября 2023 года во Дворце Алексея Михайловича в Коломенском была открыта сказочно-праздничная выставка «В ожидании чуда», на которую РОСИЗО предоставило ценнейшие из предметов своей коллекции русского декоративно-прикладного искусства. Выставка продлится до 31 января 2024 года и создаст по-настоящему праздничное настроение у посетителей музея.
Хотя экспозиция носит не научный, а скорее празднично-поэтический характер, она представляет интерес как для посетителей, так и для специалистов, поскольку каждый из представленных предметов декоративно-прикладного искусства – высшая точка творения современных и недавнего прошлого мастеров.
Сто экспонатов включают в себя изысканные резные зимние пейзажи из бивней мамонтов и моржей, тончайшей работы лаковые шкатулки и картины современных художников, посвящённые зиме. Это то, что прославляло и продолжает прославлять русское рукоделие на весь мир.
А в центре новогодних и рождественских сказочных мотивов «В ожидании чуда» – две огромных кружевных снежинки вологодских мастериц Елены Матвеевой и Варвары Сибирцевой и главный экспонат – монументальное кружевное полотно «Древо жизни» главного художника фабрики народных художественных промыслов «Елецкие кружева» Светланы Фадеевой.
Вера Николаевна Мужева, искусствовед, хранитель музейных предметов экспозиционно-выставочного отдела музея-заповедника Коломенское объяснила нам, почему для формирования центра экспозиции «В ожидании чуда» музей остановил свой выбор именно на кружевах: «Работы кружевниц – это в принципе наша отечественная традиция. Но, в данном случае, щиты, на которые нашиты огромные двухметровые кружева, расположены как раз на фоне окон, и когда за окном идёт снег, создаётся ощущение, что из этой огромной снежинки вылетают маленькие, что за окном.
Благодаря кружевам улица мысленно соединяется с пространством экспозиции, и всё превращается в единую сказочную историю. Зритель как будто не выходя из зала попадает в сказочный заснеженный лес, а покидая Дворец Алексая Михайловича погружается в сказочную реальность – ту самую, ради которой создавался сам Дворец – чудесная летняя резиденция, прообраз рая на Земле».
Вера Николаевна признаётся, что выбор музеем «Древа жизни» елецкой художницы Светланы Фадеевой в качестве смыслового центра экспозиции объясняется тем, что ощущение новогоднего праздника в России всегда подспудно связано с Рождеством. «Древо жизни – очень древний христианский и вообще общемировой символ, который перекликается со вторым и третьим смыслами нашего художественного повествования; это осмысление в кружевах образа, который мы встречаем сначала в иконописи, позже в живописи. Его осмысление не обошло и советское искусство, и всех нас в ожидании чуда Рождества», – говорит она.
Для создательницы кружева – Светланы Евгеньевны Фадеевой, её работа также несёт в себе глубокий личностный и духовный смысл. «В панно «Древо жизни» мне хотелось не только заложить символический смысл мироздания, но обязательно сохранить традиционно елецкие кружевные мотивы, а декоративностью рисунка ласкать и радовать взор посетителей, – говорит она. – Мне, как художнику, лишний раз хотелось донести до зрителей мысли о том, насколько прекрасен окружающий нас мир и природа во всём её многообразии, где птицы не только дают музыкальный подтекст, но и являются символом счастливого брака. Цветы яблони невольно вызывают улыбку, кажется, что они смотрят на нас нежно и ласково, одаривая своей красотой, а бабочки будто приглашают зайти в это райское место. Заключительный штрих – это голубь. святой дух, который как бы благославляет всё живущее, дарящие нам радость, полноту жизни, всё что нам так дорого.
«Древо познания добра и зла», «Мировое древо» – оно используется в разных религиях, в символике орнаментов различных народов. Само по себе дерево – это древнейший славянский ведический символ, который как центр вселенной соединяет всё на земле в единое целое. Символ вечной земной жизни и природы, способствующий новому рождению, семейному достатку, обильному плодородию и процветанию. Прорастая из семени, оно крепко держится своими корнями, растёт, развивается, крепнет, цветёт, плодоносит и даёт жизнь следующему поколению, чтобы вновь начать жизненный цикл. Это можно соотнести и с нами, людьми.
В христианстве Адам и Ева вкушают плод с дерева познания добра и зла, которым художники часто изображают яблоко. Пропитанное ядом оно убивает в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», молодильные яблочки дают жизнь в «Сказке о царевиче и сером волке». И именно узор под названием «яблоневый цвет» является одной из отличительных особенностей традиционного елецкого кружева».
Коллекция кружев РОСИЗО формировалась начиная с 1970х годов, с началом 2000х она была завершена и стала образцом качества отечественных изделий. Произведения мастериц закупались государством для больших всесоюзных выставок, где народное хозяйство хотело продемонстрировать успехи, и вызывало восторг в России и за рубежом.
Начальник отдела региональных выставок РОСИЗО Виктория Геннадьевна Зубравская рассказала нам о том, что все поступающие в государственную коллекцию кружева должны были быть особенными – нести в себе новое содержание, новую художественную форму и, конечно, красивый рисунок.
«Среди наших экспонатов «Древо жизни», – сказала она, – это уникальный сюжет. Это елецкое панно действительно необычно, и оно очень аккуратно, тщательно сделано.
Хотя сегодня государство очень редко проводит закупки, у нас нет возможности покупать такие вещи за свой счёт, это кружево художницы мы приобрели у фабрики «Елецкие кружева». Это, увы, единичный случай, в основном мы пользуемся старыми запасами или нам художники дарят произведения, потому что многие заинтересованы в том, чтобы они были в музеях и показывались на выставках».
Виктория Геннадьевна затрудняется называть срок, в течение которого может быть создано огромное кружевное панно – это всегда продукт очень длительного и кропотливого труда целой команды людей. Кружевницам требуется создавать каждый элемент в отдельности, и затем очень тщательно, с ювелирной точностью соединять его в общую композицию.
Светлана Евгеньевна не сразу смогла ответить на вопрос о том, сколько времени у неё заняло знаменитое «Древо жизни». Как и в работе, в словах она крайне скурпулезна.
Однако после сверки с документами точный срок работы мастериц всё же стал известен нам, и это способно ошеломить воображение: «Конечно, для создания такого значимого, монументального панно, которое изготавливалось в 2007 году, потребовалось немало сил и стараний. Это серьёзный труд огромного коллектива ООО фабрики НХП «Елецкие кружева» , где каждый человек вложил свою частичку души вместе со своим мастерством, для того чтобы порадовать нас этой ювелирной работой. Около полутора месяцев ушло только у художника на разработку технического рисунка и сколка, а уже потом целая мастерская кружевниц работала над этим шедевром под неусыпным контролем и руководством мастера и автора-художника. Более 2000 часов затрачено кружевницвми на плетение декоративного панно «Древо жизни», чтобы поставленная задача, на радость всем, была успешно выполнена. Весь коллектив, как заправские мастера, не только старался сохранить наш старинный кружевной промысел, но и обогатить его новыми декоративными разработками, а также воспитать у покупателей чувство прекрасного и любовь к родному краю».
Кружевной промысел в родном краю – Ельце – это действительно предмет особой гордости. Хотя советское правительство оформило его таковым только в 1963 году, елецкие кружевницы славились начиная с XVIII века, украшая быт русской элиты, а в XIX веке возникла фабрика Протасовой, правопреемником которой является сегодня фабрика НХП «Елецкие кружева». Сегодня это победитель всемирных выставок, обладатель золотой медали «Европейское качество» от Международной Академии Качества и Маркетинга и целого ряда высших отечественных наград.
И всё благодаря чудесным мастерам, таким как Светлана Евгеньевна Фадеева, которые создают все те чудеса, которые радуют глаз в канун новогодних праздников, каждый день.