По данным Минпромторга России, в 2016 году объём рынка новых автомобилей в России составил 1’489.1 тыс шт. По сравнению с 2015 годом, продажи упали на -10.3% вследствие падения покупательной способности населения.
Лидируют на авторынке России по-прежнему легковые машины, они занимают около 88% рынка (1’315 тыс автомобилей). При том, что в мире за 2016 год продано 77.3 млн легковых машин, доля российских продаж составила 1.67% от общемировых. Важно отметить, что автопродажи в России за 2016 год упали на фоне 5.5% роста мировых и 6.8% роста европейских. В Европе за период было продано 14.6 млн легковых авто, то есть, продажи России составляют лишь 9% от продаж легковушек в Европе.
Более оптимистичны итоги продаж автомобилей для бизнеса и инфраструктуры, которые, напротив, выросли в 2016 году. Совокупная доля в продажах лёгких коммерческих машин (LCV), грузовиков и автобусов выросла и составила около 12%. В 2016 году было продано 110.5 тыс LCV (+4.6%), 50.6 тыс грузовых автомобилей (+5%) и 12.6 тыс автобусов (+17.7% к 2015 году).
Продажи успешных сегментов авторынка подстегнули их российское производство и сборку (см. ниже, в тыс шт).
Успехи в сдерживании падения российского производства автомобилей на фоне падающего четвёртый год подряд авторынка во многом обязаны запущенным Минпромторгом механизмам господдержки производства. Государство в 2016 году выделило 66.79 рублей автопроизводителям (2.09 млрд – компенсация затрат на энергию, 36.6 млрд – на внедрение норм Евро-4 и Евро-5, 28.1 млрд субсидий на сохранение занятости).
В 2017 году финансовая помощь автопроизводителям сократится на 15% до 62.3 млрд руб, но меры стимулирования спроса (льготные кредиты и лизинг, обновления автопарка) позволят автодилерам продать 750 машин дополнительно. Рост автопроизводства по итогам 2017 года по данным Минпромторга составит 7%.
Источники: Russian Ministry of Industry and trade, ACEA