Межведомственная комиссия Минпромторга по специнвестконтрактам (СПИК 2.0) одобрила два контракта, обещающие уже в 2022 году появление в России 3’400 электромобилей отечественной сборки. Первый заключён с компанией «Электромобили мануфэкчуринг Рус», недавно представившей электро-УАЗики EVM PRO и пообещавшей спустить их с московского конвейера в сентябре 2022 года, второй — с многострадальной липецкой площадкой «Моторинвест», которая планирует локализацию электрокаров китайского бренда Sokon.
Локализация подразумевает не только крупноузловую сборку компонентов на заводе (SKD), но со временем и налаживание местного производства тяговых батарей и электродвигателей.
Приход в Россию высоких технологий означает льготы для производителей (размер льгот — коммерческая тайна), и, кроме того, скидки до 625’000 рублей при покупке в кредит и при использовании лизинга.
Двум российским автосборочным предприятиям предстоит выполнять амбициозный план Минпромторга по обеспечению рынка 730 тысячами машин на электротяге к 2030 году. Однако ожидается, что к ним по мере продвижения продукции присоединятся и другие автопроизводители, планирующие выпуск электрокаров (КаМАЗ и Автотор, у которого уже есть действующий СПИК).
Компания «Моторинвест» принадлежит Фёдору Кунакову и Алексею Резникову («Ирито»), которые десяток лет поставляли на российский рынок и обслуживали китайские автомобили марок Great Wall и Changan. После свёртывания этого производства они с помощью Минпромторга планируют наладить сборку сначала порядка 3’000 электромобилей в год (вероятно, Sokon SF-3 и SF-5), а затем удвоить объёмы выпускаемой продукции.
Компанию со штаб-квартирой «Электромобили мануфэкчуринг рус» делят между собой Игорь Гирдин и Илья Рашкин. Она планирует выпускать по 1’000 электрофургонов в год на шасси УАЗ «Профи» (в основе лежит чешская MVM Spartan). 400 первых автомобилей уйдут с конвейера по предзаказу.
Запас хода новинки на базе отечественных разработок, которые создадут в центре разработок и инноваций электрического транспорта при Политехе Петра Великого, составит 200-300 км, а цена — около 3.5 миллионов рублей.
Цена российско-китайских электрокаров не известна, но текущая цена самой массовой электромашины в России начинается от 3.9 миллионов рублей, а самый дешёвый электрокар от Renault стоит 800 тысяч рублей. Большинство электромашин российского автопарка приобретаются на вторичном рынке.
По данным «Автостата», в 2021 году в России было продано 2’254 легковых и лёгких коммерческих автомобилей на электротяге (в основном это марки Tesla, Porsche и Audi), что в три раза больше по сравнению с 2020 годом. Ожидается, что доля продаж электромобилей к 2030 году составит 15% (сегодня она менее 1%) за счёт программ стимулирования спроса и роста числа заправок.
Важно отметить, что в связи с отказами импортёров от поставок машин в Россию на фоне конфликта на Украине шансы электрокаров российской сборки значительно улучшаются.