Карточная система в мире появилась впервые в Германии в 1914 году. Она позволила правительству страны решить вопрос с доступностью продуктов первой необходимости (ликвидировать дефицит) и урегулировать цены на них, что было немаловажно в условиях международной блокады.
С тех пор жёсткое регулирование начало широко применяться в других странах, в том числе в России, в условиях войн, блокады или неурожаев. Например, во время Великой Отечественной Войны и после неё (до 1947 года) у нас существовало жёсткое распределение продуктов по карточкам. Похоже, эта система нормирования снова возвращается в нашу жизнь.
Как сообщает РИА Новости, глава комиссии Общественной палаты по развитию агропромышленного комплекса Юлия Оглоблина выступила с предложением к правительству России ввести в обиход продуктовые карточки для малоимущих, а также поставку им социального питания. По мнению Оглоблиной, это позволит решить задачу, поставленную президентом страны: в течение длительного срока стабилизировать цены на продукты питания первой необходимости: хлеб, макароны, сахар и подсолнечное масло.
Другие, более либеральные решения (например, договорённость с производителями и поставщиками продуктов), как подчёркивает инициатор системы, будут действовать краткосрочно, и цены по окончании договоров сразу пойдут вверх. Статистика окажется подпорченной, и инфляция будет расти.
Конечно, инициативу молодого российского политика Юлии Оглоблиной (она также возглавляет Российский союз сельской молодежи) поддержали некоторые производители и поставщики. Эта идея крутится в головах политиков уже давно, её ранее предлагал, например, Борис Титов.
Дело в том, что система госзакупок предусматривает определённый входной билет на рынок с миллионами потребителей, это доступно только для крупных компаний, и победители конкурса смогут монопольно поставлять товары для нужд малоимущих России. Бабушкам с рынка и мелким сельскохозяйственным производителям доступ к снабжению продуктов питания малоимущих слоёв населения будет закрыт при введении этой системы, поэтому они вряд ли будут приветствовать такую инициативу.
Важно также отметить, что введение нормирования (продуктовых карточек) предусматривает разработку нормативов потребления. Государство при этом посчитает, сколько маслица нужно старушке, сколько — молодому безработному мужчине, а сколько — ребёнку. Последние в истории действия карточной системы, как правило, получали половину объёма питания взрослого человека.
Очередные инициаторы введения карточной системы в России декларируют благородные цели, говорят, что они борются с недобросовестными предпринимателями, которые ориентируются в ценообразовании на мировой рынок. Иными словами, они рассматривают для себя, продавать ли продукцию дёшево внутри страны или дорого на внешний рынок. Отсюда и возникает коррекция внутренних цен в сторону повышения, если цены на мировых рынках растут (это зависит от спроса и урожая). Это отчасти так, цель бизнеса — получения прибыли.
Но для решения этих вопросов существуют другие методы. В частности, введение экспортных пошлин, снижение внутренних налогов, прямая денежная помощь населению, ценовые интервенции Минсельхоза и т.д. Но эти методы — методы регулирования рыночной экономики, и они не подразумевают внутренней монополизации рынка. Поэтому, видимо, и не подходят ряду производителей.
Куда проще организовать централизованную раздачу супа и давать талоны на покупку крупы и масла в отдельно взятых супермаркетах от конкретных поставщиков. И статистика будет хорошей — все нищие смогут что-нибудь съесть (неизвестно какого качества, но подешевле — дарёному коню в зубы не смотрят), и крупные предприятия смогут компенсировать потерю спроса из-за снижения платёжеспособности населения, и чиновники, сидящие на госзаказах, будут довольны и счастливы.
Люди же во всём мире никогда не были счастливы карточкам. Моя бабушка, прошедшая войну, рассказывала, что после отмены продуктовых карточек в 1947 году она впервые за долгие годы отъелась хлеба вдоволь. И она, и миллионы русских были счастливы тому, что могут придти в магазин, купить то, что считают нужным, насколько позволяют их низкие доходы, и ни за что не хотели бы возврата к той самой карточной системе в России.
Не хотят ли законодатели спросить у людей, готовы ли они ко введению жёсткой системы нормирования? Нехватки продовольствия в России нет, это далеко не единственно возможная мера поддержки малоимущих слоёв населения.