Глава Минпромторга Денис Мантуров уверяет, что ситуация в российском автопроме «стабилизируется», однако президент В. Путин признал наличие в ней проблем и поручил принять меры, чтобы «под сурдинку этих сложностей, о которых мы все знаем, в том числе и с логистикой, никто не злоупотреблял, не поднимал бы цены на автомобильную технику», а также предложил расширить госпрограммы поддержки спроса за счёт предоставления льгот мобилизованным и их семьям.
Таким образом, правительство РФ всё больше занимается автомобильной отраслью и начинает регулировать как никогда. Теперь не повесишь ответственность на европейских автопроизводителей, которые жили в страхе быть обвиненными в монопольном сговоре. Помимо Минпромторга в регулировании автомобильной отрасли примет непосредственное участие Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которой дано соответствующее поручение. Государство будет пристально следить за всей цепочкой поставок автозапчастей и комплектующих, отслеживая обоснованность установления цен.
Тем временем рынок переживает коллапс. «В прошлом году было продано чуть более 1.6 миллиона; даст Бог, в этом году продажи составят 670’000-700’000», — сказал Мантуров на ежегодной конференции Transport Week. Продажи автомобилей в этом году упали более чем на 60% и могут в конечном итоге составить менее четверти от того, что было десять лет назад, по словам Максима Соколова, главы крупнейшего российского автопроизводителя — «Автоваза».
Отчасти падение продаж связано с уходом иностранных автопроизводителей, таких как Renault и Mercedes-Benz, с перебоями поставок комплектующих иностранного производства после введения западными странами санкций (последнюю модель Lada пришлось производить без подушек безопасности или антиблокировочной системы тормозов) и падением спроса из-за массовой мобилизации в связи с конфликтом на Украине.
Но помимо «острых ситуаций», повлиявших на ассортимент и объём продаж, на рынок воздействует куда более глубокое падение уровня жизни людей, которые не могут себе позволить покупать ещё более дорогие автомобили. Тем более, что люди привыкли покупать их в кредит и по спецпредложениям производителей.
55 тысяч автомобилей было продано с госпрограммами стимулирования спроса в 2022 году. Расширение программ за счёт семей мобилизованных, безусловно, внесёт свою лепту в рост продаж, но они не смогут приблизиться даже к 1 миллиону единиц, а тем более к 3 миллионам, проданным в России в лучшие времена.
И до 2022 года российский авторынок существенно отличался от европейского, где такие массовые автомобили, как Volkswagen составляют основу продаж. У нас лидировали более дешёвые автомобили отечественной сборки, что сдерживало технологическое развитие автопрома. Высокотехнологичные же автомобили импортировались или собирались по принципу крупноузловой сборки.
Теперь в российской линейке появляются старые бренды, такие как «Москвич» и продукты совместного производства с китайским автопромом, что изменит местный автопарк в ещё худшую сторону. Учитывая отсутствие выбора и необходимость менять железного коня, люди однажды будут менять его на то, что предлагается на рынке по ценам, установленным автопроизводителями. Но пока автолюбители делать это не спешат — они будут ездить на привычных моделях гораздо дольше.
В основном желание регулировать авторынок сегодня относится к поставщикам комплектующих и запчастей. После ухода автопроизводителей ключевая ниша — оригинальные запчасти, в значительной мере сжалась. На первый план выходят поставки альтернативных поставщиков и банальный контрафакт, которые в условиях дефицита регулируются исключительно рынком. На крупнейших из них и будет нацелено пристальное внимание правительства, примерно такое же, какое испытывали на себе европейские автопроизводители.
Вряд ли на рынке появится что-то новое из разряда регулирования, речь идёт об иной расстановке акцентов и обуздании игроков на наиболее перспективных нишах.