Эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования России, анонсированный в конце 2018 года, решили расширить до 10 регионов. Тем временем Госдума готовит законодательную почву для полностью автономных машин, потенциальным жертвам которых обещают выплату в 1 млн. рублей.
В ноябре 2018 года Правительство выпустило постановление №1415, согласно которому с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2022 года в Москве и Татарстане будет проходить эксперимент по использованию «высокоавтоматизированных транспортных средств» на дорогах общего пользования. На улицы российских городов выйдет более 100 машин, в каждой из которых будет находится пилот-инструктор, способный остановить беспилотник в случае необходимости.
В проекте планируют задействовать серийные автомобили, оснащенные камерами, средствами телеметрии и автономного управления, которые должны быть испытаны и аттестованы НАМИ, как соответствующие требованиям безопасности. Компания, участник эксперимента, должна застраховать беспилотный автомобиль по рискам причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц на сумму 10 млн. рублей. В ГИБДД такой беспилотник должен быть зарегистрирован с отметкой о внесении изменений в конструкцию для проведения «правового эксперимента».
В постановлении также введен финансовый ценз для участников – уставной фонд компании не менее 100 млн. рублей, что вызвало критику со стороны других разработчиков систем автопилотирования. Например, глава Cognitive Technologies Ольга Ускова считает, что проект составлен в интересах нескольких крупных компаний, включая Яндекс. Знакомый с ситуацией источник газеты КоммерсантЪ, подтвердил, что документ готовился специально под Яндекс.
Недавно рабочая группа Национальной технологической инициативы «Автонет», ответственная за развитие технологий электромобилей и беспилотного транспорта в России, подготовила поправки к постановлению, которые включают в эксперимент Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Владимирскую, Нижегородскую и Самарскую области, Краснодарский край и Чувашию.
Один из соруководителей рабочей группы Александр Гурко подтвердил РБК эту информацию, добавив, что заявки на участие в эксперименте поступили от многих, но расширять географию решили постепенно.
Первыми на дороги, вероятно, выйдут машины Яндекс, хотя интерес к участию проявляли также КАМАЗ, МАДИ, Аврора Роботикс, Университет Иннополис, АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» и зарубежные автопроизводители.
15 мая этого года в Госдуму на рассмотрение внесен еще один законопроект, который идет дальше. Депутаты предлагают разрешить выпускать беспилотники на дороги общего пользования без дублирующего оператора-водителя в салоне машины, то есть управление ведется удаленно. Каждый автомобиль должен будет застрахован по ОСАГО в двойном размере, то есть 1 млн. рублей. Иными словами, депутату Госдумы от ЛДПР Сергею Жигареву сумма в 10 млн. рублей, видимо, показалась слишком щедрой, и он решил урезонить Правительство в 10 раз.
Кстати, юристы говорят, что в отличие от машины, управляемой человеком, ответственность беспилотника сводится к чисто финансовым издержкам, так как действующие нормы уголовного права здесь не применимы. Разве только вы сможете доказать, что авария произошла по ошибке разработчика, тогда это можно расценить как халатность.
С одной стороны, прекрасно, что в России начинают развиваться технологии беспилотного транспорта. С другой стороны, мы все становимся участниками эксперимента программистов из Яндекса, и наша жизнь и здоровье уже заранее взвешены и оценены. Вопрос, готовы ли сами разработчики потерять в этом эксперименте своих близких и детей? А вы? На все эти вопросы требуется найти ответ.