Американские законодатели предлагают расширить рамки тестирования автопилотируемых автомобилей, чтобы ускорить их коммерческое внедрение и не отстать в этой сфере от Китая. Общественные организации считают, что делать это в ущерб безопасности нельзя.
Проект поправки, поддержанной сенатором-демократом Гэри Питерсом и сенатором-республиканцем Джоном Туном, даст Национальному управлению безопасности дорожного движения (NHTSA) право освободить 15’000 самоуправляемых транспортных средств (в расчете на одного производителя) от норм безопасности, предъявляемых к автомобилям, управляемым людьми.
Через три года этот порог должен вырасти до 80’000 на одного производителя. В настоящее время автопроизводитель может произвести только 2’500 тестовых автомобилей.
В законопроекте говорится: «Соединенные Штаты рискуют потерять свое технологическое лидерство в индустрии автономных транспортных средств с глобальной рыночной ёмкостью около 8 триллионов долларов, если страна не станет защищать своё лидерство от КНР и других конкурентов».
«Поскольку Конгресс работает над созданием законодательного пакета, предназначенного для противостояния Китаю и укрепления конкурентоспособности США на мировой арене, я считаю, что наша поправка, Закон о конкурентоспособности американских транспортных средств 2021 года, сделает именно это», – сказал Тун.
Он добавил, что мера, позволяющая автопроизводителям тестировать и развертывать автоматизированные транспортные средства, «создаст тысячи рабочих мест и принесет миллиарды долларов инвестиций, не говоря уже о многочисленных преимуществах безопасности, которые автопилот может обеспечить».
Поправка также позволит компаниям использовать полный автопилот, то есть полностью исключить человека из управления транспортным средством.
Однако эта инициатива приветствуется не всеми. Так Американская ассоциация правосудия, которая представляет судебных юристов, утверждает, что законопроект не имеет достаточных гарантий для защиты прав потребителей.
Любой законопроект «должен включать в себя положения, охраняющие права американцев в том виде, в каком они существуют в настоящее время, – напоминает ассоциация в своем письме к сенаторам. – Наличие права подать иск в суд стимулирует компании действовать в интересах общественной безопасности, и нигде это не является более важным, чем на развивающемся рынке, где технология является новой и в значительной степени непроверенной».
Джейсон Левин, исполнительный директор Центра автомобильной безопасности, также осудил увеличение числа автопилотируемой техники. «Распахнуть двери для широкого нерегулируемого тестирования и слабо регулируемых продаж без сильного надзорного мандата – это не способ укрепить уже подорванное общественное доверие к беспилотным технологиям», – сказал он, напоминая о громких авариях автомобилей Tesla, оснащенных автопилотом.
В свою очередь, Ариэль Вольф, главный юрист Коалиции автопилотируемых автомобилей, в которую входят такие компании, как Ford, Uber, Lyft и Waymo, сказал, что поправка «проложит путь для технологий автопилотирования к спасению жизней, откроет новые экономические и мобильные возможности и будет способствовать американскому лидерству и инновациям на этой глобально конкурентной арене».