В США новое движение — «Долой Ренуара из музеев!»

В США новое движение — «Долой Ренуара из музеев!»

Сначала громкое движение Black Lives Matter («Жизни чёрных имеют значение»), затем не менее шумное Me Too («Меня тоже»), а теперь «Ренуар — отстой». Нет, французского художника-импрессиониста Огюста Ренуара не обвиняют в насилии или принуждению к сексу своих натурщиц (пока). Просто протестующим ребятам не нравится, как он рисовал!

Первый пикет протестующих у Музея изящных искусств в Бостоне состоялся в 2015 году. Манифестанты требовали, чтобы музеи убрали его картины со своих стен. Их доводы были довольно просты: они утверждали, что Ренуар плохо разбирался в искусстве. После Бостона последовала акция протеста в нью-йоркском музее искусств Метрополитен.

Движение «Ренуар — отстой» (если его можно так назвать) это детище Макса Геллера и зародилось после его знакомства с коллекцией картин Ренуара в филадельфийском фонде Барнса. Трибуной ренуаро-ненавистника стал его аккаунт в соцсетях, где тот публикует картины Ренуара, сопровождая их сатирическими и пространными критическими замечаниями.

Группа протестующих, увешанная плакатами «Бог ненавидит Ренуар», «Мы не иконоборцы, просто Ренуар отстой в живописи» и «РеНетнуар» на короткое время привлекла внимание средств массовой информации, а сами музей просто проигнорировали хейтеров. Однако коллеги-ненавистники выразили свою поддержку, разместив свои фотографии, на которых они показывают средний палец картинам Ренуара, сопровождая их хэштегом #renoirsucksatpainting.

Ненавистники Ренуара у здания Бостонского музея изящных искусств.
Ненавистники Ренуара у здания Бостонского музея изящных искусств.

Хайп в медиа побудил праправнучку художника Женевьеву Ренуар высказаться. Она заметила, что свободный рынок однозначно высказался в пользу таланта её предка. Ушедший же на Sotheby’s «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» за 78 млн долларов словно показал язык участникам пикета.

Геллер ответил, что свободному рынку не хватает здравого смысла и вкуса, сославшись в качестве доказательств на телевизионную рекламу, изменение климата и уничтожение мест обитания птиц. Справедливо.

Закидывая грязью Ренуара, Геллер говорит, что так он пытается заставить музеи пересмотреть художественные достоинства картин своих коллекций и внести изменения, в идеале в пользу цветных художников-мужчин. Он назвал это «культурной справедливостью».

Хайп Геллера очевидно новомодный приём, однако его ненависть к Ренуару весьма стара.

Эта ненависть имеет как моральную, так и эстетическую подоплёку. За изображение бесчисленных обнажённых женщин с не самыми умными лицами Ренуара посмертно обвинили в сексизме. А его позиция в довольно спорном «деле Дрейфуса» побудила некоторых назвать его антисемитом.

И даже эстетические обвинения носят довольно личный характер.

Пьер-Огюст Ренуар, Группа купальщиц (1916)
Пьер-Огюст Ренуар, Группа купальщиц (1916)

Ренуар, керамист по образованию, присоединился к компании Альфреда Сислея и Клода Моне, художников, выступавших против академизма, которые впоследствии стали частью движения импрессионистов. В моде тогда были яркие цвета и изображения современной жизни. Формализм, вычурные детали в стиле рококо и грандиозные мифологические сцены были исключены.

Однако Ренуару нравился академизм, эта уходящая эстетика. «Я из 18-го века», — сказал он однажды. Поэтому, когда наступили тяжёлые финансовые времена, он вернулся к написанию «буржуазных» портретов. Это сделало его богатым и всемирно известным. Иными словами, его клеймят продажным художником.

Можно подумать остальные денег за свои картины не берут, и им не надо кормить детей.

Критики утверждают, что Ренуар не обращал внимания на линию или композицию и игнорировал современные проблемы своего времени. Самым возмутительным, по-видимому, является то, что картины Ренуара красивы. Хорошее искусство, конечно, не может быть просто красивым.

Что совсем вызывающе, так это то, что его любит Дональд Трамп.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку