Было ли построено Знаменское-Раёк по мотивам ожерелья — ювелирного подарка 48-летнего генерала-аншефа Фёдора Глебова своей молодой жене Елизавете Стрешневой, или роскошный проект усадьбы определили творческие цели архитектора Николая Львова, но он стал настоящим символом эпохи классицизма, выразителем духа позднего XVIII века. Дышащий, живущий в гармонии с природой усадебный ансамбль присоединится к ожерелью усадеб окрестностей Торжка, дополнив его туристический маршрут «Усадьбы Торжка».
Некоторое время назад усадьба находилась на балансе ФГБУК АУИПИК, и организация искала заинтересованного в реконструкции объекта инвестора. Однако желающих провести масштабную реконструкцию в кратчайшие сроки не нашлось, и усадьбу передали на баланс Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ).
Как нас заверила Галина Михайловна Шарапкова, Знаменское-Раёк восстановит свой первоначальный облик и превратится в музей. Сроки и характер работ Министерство культуры и представители местной администрации Тверской области определят 15 мая 2022 года, приурочив судьбоносные решения ко Дню рождения Николая Александровича Львова — выдающегося архитектора, энциклопедически образованного человека из тверского дворянского рода.
Крупные усадебные комплексы в России приобретают роскошный облик к 1740м годам. Высшая знать тех времён стремится обустроить их в соответствии с последней европейской модой и сделать пригодными для жизни и приёмов, поскольку после 1862 года манифестом «О вольности дворянству» ей позволено сосредоточиться на хозяйстве и осесть.
Усадьбы Глинки и Брюса, Архангельское Голицына (затем Юсуповых), Кусково Шереметевых — лучшие образцы классицизма; они прекрасны, просторны и содержат внутри богатый барочный интерьер. Владельцы украшают спальни, их просторные гостиные снабжены огромными окнами, в кабинетах собираются библиографические сокровища, а на стенах располагаются лучшие живописные произведения. В садах загородных дворцов зачастую стоят статуи Меркуриев и Аполлонов по западному образцу — такой обычай в Россию привёз ещё царь Пётр.
По роскоши Знаменское-Раёк не уступает другим, но создан с большей глубиной и с учётом целей эпохи Просвещения. Вслед за критикой «великолепья пышного» Гаврилы Державина, его друг архитектор Николай Львов делает загородные дома более естественными и соответствующим русскому климату. Благодаря этому он определяет следующий архитектурный век.
Львов критикует коллег за то, что они стригут деревья и кустарники, делая их неестественными, «неподвижными уродами», продумывает систему дренажа и наилучшим образом устраивает быт своих заказчиков в Петербурге, Москве и других местах по палладианскому образцу (по заветам архитектора Андреа Палладио). Такова усадьба Державина на Набережной реки Фонтанки (ныне — Музей русской словесности), таково и Знаменское-Раёк, заказанное Фёдором Глебовым для жены в 1772 году.
«Ожерельем Елизаветы» усадьбу прозвали за напоминающую его овальную колоннаду парадного двора. По периметру коллонады во время приёмов въезжали в парадную высокие гости, их путь украшали экзотические растения и птицы — павлины и фазаны.
Хотя вряд ли ВИЭМ воссоздаст оранжерею и питомник, но важно, что увидеть и прочувствовать эту красоту однажды сможет любой турист из Москвы, который располагает личным автомобилем. Хочется надеяться, что ко времени реконструкции транспортная проблема уже будет решена и круг возможных посетителей ансамбля XVIII века расширится.