Любопытная экспозиция с 25 мая по 4 ноября 2018 года открыта в стенах Третьяковской галереи — академический рисунок XIX века соседствует здесь с эскизами художников-передвижников, фотографиями и редкими книгами этого времени. Организаторы объединили на одной площадке разных по уровню и по технике мастеров и поставили во главу угла смену художественных формаций и поиск жанров.
Хронологическое начало экспозиции — это 1863 год, когда на смену отжившему академическому направлению, оккупировавшему Академию художеств, приходит живая струя. В этом году группа русских живописцев во главе с Иваном Николаевичем Крамским во всеуслышание объявляет о разрыве с Академией, её золотыми медалями и предлагаемыми ею возможностями поездок в Европу на стажировку, образуя Артель художников.
Они могли себе это позволить, ведь когда во главе Академии художеств становятся аристократы (1852-1869 дочь царя вел. кн. Мария Николаевна, 1869-1909 сын царя вел. кн. Владимир Александрович), художественный процесс осуществляют дворяне и мещане, хотя и обедневшие в процессе Великих реформ, но не связанные сословными предрассудками.
Эти художники, получившие академическое образование, делают «академизм» ругательным понятием в русской истории. Затем, в 1871 году, организуется Товарищество передвижных выставок, участники которого получают название передвижники.
После того, как лучшие художники остаются за пределами Академии и управляют общественным мнением, старейшины сдаются. 1893 году Академия художеств проводит реформу и издаёт новый, примиряющий Устав.
Третьяковка показала эту бурную эпоху через малые формы. С небольших листов на нас смотрят прежде всего сами художники, но также их современники. На стенах висят тексты, содержащие выдержки из тезисов передвижников. Большинство из двух сотен представленных работ создано гениями — Федотовым (несколько его работ были включены в экспозицию), Перовым, Крамским, Невревым, бароном Клодтом, Саврасовым и т.д., которые и в небольших работах виртуозно передают художественный дух эпохи, с любовью и подчас с сарказмом.
Поражает также реставрация, проведённая под руководством Заведующей отделом научной реставрации графики в ГТГ Алины Евгеньевны Тейс. Рисунки предстали в экспозиции в идеальном состоянии. Трудно себе представить, как можно отреставрировать листы старинной бумаги. «В каждом виде реставрации есть свои сложности, — улыбаясь, рассказывает она, — бумага ведёт себя по-разному. Даже бумаги одного художника ведут себя по-разному».
Мы спросили у Алины Евгеньевны, каким образом осуществляется реставрация бумажных памятников? «Мы подбираем бумагу, похожую по своей консистенции на ту, которую нужно отреставрировать, — поделилась она. — Затем мы её подкрашиваем, чтобы можно было было склеить, и это не было бы заметно. Если есть разрыв, то это место делается в тон к основному листу. Некоторые думают, что мы дорисовываем работы, но мы, графики, этого не делаем. Мы не дорисовываем».