В Музее имени Андрея Рублёва открылась выставка «Размышление о Рублёве». Она посвящена работе художника-реставратора В.О. Кирикова, совершившего подвиг в духе русской интеллигенции. Мы увидели не просто копию знаменитого шедевра, но реинкарнированную «Святую Троицу» Андрея Рублева.
Я не могу не рассказать об этом подробно, ведь это было чудо.
С одной стороны, мы убедились, что была дана новая жизнь великому иконописного шедевру, с другой — всплыла тайная история удивительного творения рук человеческих.
Пару дней назад, обедая с предводителем Российского Дворянского Собрания О.В. Щербачевым, мы обсуждали другую «Троицу» — список с более поздней иконы XVIII века, висевшей на стене одного из православных ресторанов на Преображенке. Мы сошлись во мнении, что «Троица», висящая перед нами, не канонична.
При этом я сказал: «Уважаемый Олег Вячеславович, но ведь в чаше нет Агнца — главного символа в любом изображении Троицы. Как же так?». На что глава российского дворянства ответствовал: «Учтите, Андрес Индалесьевич, что даже «Святая Троица» Рублёва не канонична — на ней не изображены ни Авраам, ни Моисей. Это новаторское искусство и тем оно ценно, что идёт вразрез со всеми установленными в ту пору образцами, пришедшими из Византии».
Так вышло, что вскоре перед моими глазами появилась та самая «Святая Троица» Андрея Рублёва, о которой мы говорили накануне — уникальная копия, в которой отразился весь творческий путь древнерусского живописца. Глядя на неё, чувствуешь себя во власти незримых сил, «имманирующих» на этом потрясающем нерукотворно-рукотворном творении, понимаешь, что рукой Андрея Рублёва водила та самая сила, о которой мы никогда не говорим вслух.
Хотите — верьте, хотите — нет, но в маленькой комнатёнке размером 2*3 метра, где висела икона, творение мастера полностью захватывает зрителя — чувство настолько сильное, что зрачки невольно увеличиваются. Соглашаешься с тем, что даже синий цвет на «Святой Троице» какой-то особенно синий, что отмечали мастера от Германии до Англии, от Японии до Америки.
Глядя на это произведение, понимаешь, что стоишь перед божественным творением. Ты не способен думать ни о чем другом, кроме как о горнем.
Оказавшись один на один с иконой, необходимо немедленно дать себе ответ на вопрос: «Можешь ли ты прямо сейчас совершить духовный взлёт?». И каждый ответит: «Безусловно». В этом сила иконы.
В великом произведении поразительным образом сосуществуют два автора. Я имею в виду Андрея Рублёва (или того/тех, кого так принято называть) и Василия Осиповича Кирикова — художника-реставратора, удивительную личность, жизненный путь которой сбивает с ног и заставляет плакать каждого, понимающего, какой жизненный подвиг и творческий взлёт был реализован в воссоздании рублёвской «Святой Троицы», создании триптиха «Преподобный Андрей Рублев, с житием» и работе над иконами, которые он впоследствии реставрировал.
Признаться, я был далёк от мира художников-реставраторов такого уровня и даже не мог помыслить, какова жизнь этих людей, что ими движет в промыслительной деятельности. Ведь каждая воссозданная или отреставрированная икона такого уровня — событие мирового значения.
Приветливые сотрудники Музея им .Андрея Рублева не забывают напомнить, что каждый реставратор, такой как Кириков — феномен в реставрационном деле.
Чудом сохранившиеся знатоки не просто спасали удивительное мировое наследие, но берегли его для последующих поколений, подвергая себя неисчислимым трудностям в добывании новых сочетаний красок, масел и прочих технических средств, необходимых для более совершенной реставрации икон.
Секреты красок и химических составов других ингредиентов утеряны в советское время безвозвратно. И русские реставраторы-энтузиасты тратили годы, проводили бессонные ночи в поисках формулы использованных древними средств. При этом они как врачи исповедовали в своей деятельности принцип Гиппократа: «Не навреди».
Плакать хочется, когда слышишь историю человека, который в жутких условиях (полуголодный, нездоровый, желающий лишь того чтобы ему дали завершить начатый труд) создавал копию рублевской Троицы.
Мировое художественно-реставрационное сообщество признаёт работу Кирикова реальным шедевром современного реставрационного дела.
Василий Осипович Кириков пришёл в Андронников монастырь, когда там впервые была открыта галерея шедевров русской иконописи, скульптур, каменных поклонных крестов, статуй и иных ритуальных изображений. Это было в 1954 году. С тех пор он работал художником-реставратором здесь всю свою жизнь, и брался только за те иконы, которые эксперты считали «погибшими».
Кириков обладал удивительным чутьём. которое позволяло ему в полной мере воплощать способности реставратора. Иконы, выходившие из его мастерских рук, становились шедеврами и обретали новую жизнь.
75 лет исполняется удивительному национальному собранию бесценных сокровищ, которыми обладает только Россия — Музею Андрея Рублёва. Многие из них были восстановлены руками выдающегося мастера Кирикова.