25 ноября 2016 года открывается выставка Вечный Рим, или «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. 42 произведения изобразительного искусства, составляющие 10% Пинакотеки, доступны взору посетителей Третьяковской галереи. Экспоненты представляют собой шедевры христианской живописи XII-XVIII веков, включающие в себя помимо упомянутых авторов М. да Форли, Фра Анджелико, Перуджино, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссена.
Выставка в Третьяковской галерее будет открыта с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017 года. В 2017 году в Ватикане пройдёт выставка русской православной живописи, на 90% состоящей из коллекции Третьяковской галереи.
Пинакотека – это часть музеев Ватикана, состоящих из 25 музеев. Музейная коллекция Ватикана ведёт начало от собрания картин папы Юлия II, а коллекция Пинакотеки — от 118 живописных полотен Пия VI (ок. 1790). Для широкой публики Пинакотека была открыта в 1932 году при папе Пие XI. Коллекция Пинакотеки, включающая в себя около 470 полотен живописных шедевров XII-XIX вв, составляет 18 комнат, расположенных хронологически с учётом живописных школ.
Барбара Йатта (Barbara Jatta), заместитель директора Музеев Ватикана, в интервью культурно-политическому журналу «Э Вести» подчеркнула: «Наша миссия – делиться произведениями искусства с представителями других культур, и нам известно, что русская душа очень чувствительна к итальянскому искусству. Приготовление такой выставки было делом непростым, в нём принимало участие множество людей, но мы счастливы принести дань красоте и культуре. Мы всегда открыты другим, но выезд таких шедевров – дело исключительное, Третьяковская галерея заверила нас в их сохранности». Мы попросили Барбару для наших читателей выделить 3 особенных произведения искусства, она ответила следующее: «Во-первых, это фрески ангелов Мелоццо да Форли, которым у нас в музее отведена целая комната. Эти фрески были извлечены из римской церкви XI века. На мой взгляд, не будь да Форли, не было бы ни Микеланджело, ни Рафаэля. Да Форли творил за 25 лет до того. Второе – «Оплакивание» Джованни Беллини, которое является одной из жемчужин нашей коллекции. И третье – «Положение во гроб» Караваджо, который был вывезен Наполеоном в музей Парижа, но затем возвратился в Пинакотеку».
Выставка представляет собой 2 зала, первый из которых начинается с икон XII века, близких к нам по письму; далее мы имеем возможность видеть преобразование этой иконописи через лучших западных мастеров в школы XV-XVI вв. Здесь «Христос Благославляющий» XII века, «Святой Франциск Ассизский» XIII века – одно из ранних изображений святого, готические полотна, включая «Иисуса перед Пилатом» П. Лоренцетти, раннее Возрождение в лице Фра Анджелико.
Во втором зале расположены полотна эпохи высокого Возрождения (Перуджино, Рафаэль, Корреджо, Веронезе) и барокко (Каррачи, Рени, Гверчино, Крети).
Директор Третьяковской галереи З. Трегулова в интервью «Э Вести» рассказала, что «выставка зарубежного искусства такого масштаба проводится в музее впервые. Более того, я думаю, что после распада СССР в Москве не было такого уровня выставки, за исключением, пожалуй, выставки Караваджо в Пушкинском музее». На вопрос о значимости такой экспозиции для посетителей Третьяковской галереи, З. Трегулова сказала: «Русские художники в XIX веке очень часто ездили в Италию, учились в Академии в Риме, и то, что они видели, оказало огромное влияние на них. В XIX веке это А. Иванов, К. Брюллов, Ф. Бруни. Итальянские влияния очень заметны и в творчестве русских художников рубежа веков: М. Врубеля и других, хотя они ставили совершенно другие художественные задачи. Это станет предметом выставки, которую мы будем показывать совместно с Ватиканом в 2017 году».
Источник: Museum of Vatican