Ведущий французский эксперт по антикварной мебели Билл Палло предстанет перед судом по обвинению в подлогах. Согласно иску, коллекционер и дилер мебели изготовлял подделки предметов 18 века, и продавал их за миллионы долларов коллекционерам, включая Лувр.
Окружной суд Парижа обнародовал итоги своего 7-летнего расследования этого шокирующего дела, разрешив начать судебное разбирательство.
Билл Палло (Жорж Борис Палло) — 59-летний историк искусства, искусствовед, коллекционер и преподаватель Университета Сорбонна, кавалер французского Ордена искусств и словесности.
Палло, прозванный острословами «Пер Ла Шез» (фр. «отец стула» — каламбур по созвучию с названием знаменитого парижского кладбища Пер-Лашез), обвиняется в изготовлении десятков поддельных позолоченных кресел в стиле Людовика XVI, некоторые из которых в конечном итоге были проданы Версальскому дворцу и принцу Хамаду аль Тани за миллионы долларов в период с 2008 по 2014 год.
Сообщается, что Палло признался в мошенничестве, но сказал следователям, что изначально хотел только посмотреть, сможет ли он обмануть других экспертов. Он заказывал предметы своему доверенному плотнику Бруно Деснуэ, который регулярно участвовал в реставрации Версальского дворца.
Вместе они изготавливали стулья, которые потом представляли как предметы, украшавшие роскошные салоны таких исторических личностей, как Мария-Антуанетта и графиня Дюбарри, любовница короля Людовика XV.
В 2016 году, когда просочились первые слухи об этой истории, Палло отсидел в тюрьме четыре месяца, но затем вновь вернулся к работе на антикварном рынке.
В выдвинутом иске Лувр назван главной жертвой преступной деятельности эксперта-искусствоведа.
По поручению французского правительства в главном музее страны была проведена проверка деятельности закупочного комитета и сделок на общую сумму почти 3 млн долларов. В итоговом отчёте отражены «сбои» и «отсутствие бдительности» со стороны учреждения. Ему поручено «серьёзно пересмотреть» процедуры пополнения коллекции и «как можно скорее».
Свою вину признал также мебельщик Деснуэсу, который сознательно участвовал в афере, получая свой гонорар. Ему тоже предъявили обвинения.
Среди других привлеченных к суду фигурирует уважаемый антиквар Лоран Кремер, чья одноимённая галерея была основана в 1875 году. Первоначально его считали соучастником мошенничества, но сейчас ему предъявлено менее серьёзное обвинение — халатность.
В 2015 году галерея продала принцу Хамаду аль Тани два стула за 2.2 млн долларов, которые якобы были заказаны Марией-Антуанеттой, но были изготовлены Деснуэз с такой исторической достоверностью, что в 2013 году французское государство объявило их национальным достоянием. Когда афера раскрылась, галерея возместила ущерб принцу Хамаду аль Тани.
В письменных и устных заявлениях юристы и сотрудники Kraemer категорически отрицали какие-либо правонарушения и сетовали на причастность дилера к скандалу, который запятнал свою репутацию, а также французский рынок антиквариата.
С тех пор как Кремер был впервые допрошен, «обвинения [против него] растаяли, как снег на солнце, — говорят его адвокаты Мартин Рейно и Маурисия Курреже. —Они говорили о мошенничестве, которое сейчас превратилось в халатность, которую мы также решительно оспариваем».
Первоначально галерею обвиняли в продаже четырёх поддельных стульев, но затем число было сокращено до двух. «Всё расследование показывает, что Кремеры не знали, что эта мебель была поддельной, — объясняют адвокаты. — Галерею Кремеров одурачили, а вместе с ней и всех величайших французских экспертов по мебели 18-го века».