Венской опере довелось видеть на своей сцене великого русского певца. Это было в 1927 году, через пять лет после отъезда Фёдора Шаляпина из России, где у него отняли всё заработанное талантом и трудом состояние.
Тот год был переломным для музыканта как в профессиональной, так и в личной жизни. За помощь детям русских эмигрантов певец поплатился запретом возвращаться на родину и вскоре был лишён звания Народного артиста. Одновременно после расторжения долгого счастливого брака с Иолой Торнаги у Шаляпина официально появилась новая семья — он обвенчался с Марией Валентиновной Петцольд.
Но житейские сложности не отражались на профессиональной карьере певца. Фёдор Иванович всегда знал себе цену и никогда не соглашался работать за низкие гонорары. Когда к нему обратилась Венская опера, он запросил за гастроли столько, что знаменитый оперный дом содрогнулся и затрепетал. Но согласился.
Фёдор Шаляпин представил венцам Мефистофеля в «Фаусте» Гуно. Его яркая игра, его безукоризненные вокальные возможности шокировали публику, а манера исполнения потребовала от дирижёра Карла Алвина необходимости приноравливаться под феноменальный бас. Как писала пресса, сам певец начал дирижировать посреди дуэта, задавая нужный ему для эмоциональной выразительности быстрый темп…
Русский бас запомнился на века. И хотя зарубежная деятельность Шаляпина была в большей степени связана с Францией и странами Латинской Америки, для австрийцев он стал ярчайшим явлением русской музыки, символом оперы нашей страны.
Когда Венская опера решила показать историю своей скрытой от глаз жизни, она выбрала для этого Дом-Музей Шаляпина в Москве.
«Шаляпин – артист мирового уровня. Мы решили неким образом напомнить об этом, пригласив вас сюда – и выставка недешёвая, да и Фёдор Иванович дорогой», — пошутил на открытии генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Для музея это первый выставочный проект после изоляции. Блестящий старт многообещающего сезона.
Экспозиция австрийского фотографа Лоиса Ламмерхубера «Мир Венской оперы» впечатляет. Доминик Мейер, директор Венской государственной оперы, попросил художника рассказать о жизни театра — так, как никто этого не делал прежде. И он справился с задачей, создав уникальный фотообраз любимого Оперного дома с неповторимым авторским стилем.
Ламмерхубера пустили туда, куда не проникают зрители — в гримерки, на репетиции, в кулуары — самые укромные уголки закулисной жизни крупнейшего оперного дома; его не смущались ни Анна Нетребко, ни Дмитрий Хворостовский, ни другие звёзды мировой оперной сцены.Он показал их за работой.
В результате появились знаменитые фотокниги о труде главного оперного театра мира книги, которые вручались гостям знаменитого Венского Оперного бала.
«Сто закулисных сцен» — это лучшее из созданных за десятилетие фотошедевров, за которые Лоис Ламмерхубер получал престижные премии, был награждён Австрийским Крестом Почета за науку и искусство I степени и Золотой медалью за заслуги перед Венской землей. Они до 25 апреля 2021 года доступны для осмотра и наслаждения москвичам.