Выставка Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) – одна из главных выставок Москвы 2018 года – открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу. Это – самая масштабная выставка художника, когда-либо проходившая в мире, она объединяет более 500 его произведений из музейных и частных коллекций, а также личные экспонаты: фотографии, письма, ценные предметы.
Василий Верещагин – это художник знаменитый и до настоящего времени не достаточно известный, что становится ясно после посещения экспозиции. Его творчество начинается с графики, и это навсегда отразится на походе художника к композиции и пространству.
Профессиональный путь В.Верещагина, юного выпускника Санкт-Петербургской академии художеств, открывается графической Кавказской серией, хранящейся сегодня в основном в фондах Третьяковской галереи. Это совсем маленькие, размером с открытку, зарисовки. В 1863-1865 годах художник путешествует по Кавказу и запечатлевает всё, что видит на своём пути –грузин, татар, румын и их быт, всё любопытное и необычное.
Уже на этой стадии обозначено всё, что станет визитной карточкой знаменитого Василия Верещагина. Он мгновенно схватывает и выражает дух народа в каждом его представителе, и любая работа художника носит неповторимую эмоциональную окраску, благодаря которой она всегда сильно воздействует на зрителя.
П.М. Третьяков тотчас разглядел недюжинные способности юноши и стал заказчиком его работ. В 1866-1870 годах Верещагин по его поручению едет в Среднюю Азию и создаёт для своего покровителя альбом – так появляется Туркестанская коллекция. В это время в графических произведениях Василия Васильевича уже виден дар многофигурных композиций и монументальных батальных сцен.
Всю жизнь Верещагин проведёт в странствиях, часто сопряженных с опасностью, и эти впечатления он зафиксирует в живописи, публицистике и художественном слове. Умелый рассказчик, он напишет 12 книг о своих путешествиях и жизни. Быстрый и отважный наблюдатель станет прекрасным военным корреспондентом и проведёт реформу батального жанра, освободив образ войны от излишней её романтизации.
Мы знаем Верещагина прежде всего как художника-баталиста и помним о том, что он был боевым офицером, отважно сражавшимся в русско-турецкой войне и отдавшим свою жизнь вместе с адмиралом Макаровым в русско-японской войне 1904 года. Но одновременно он считал войну «страшным чудовищем», боролся против смертной казни и выразил свой пацифизм в известном на весь мир «Апофеозе войны». Войскам не рекомендовали смотреть на некоторые из его работ, чтобы их боевой дух не упал.
Поразительно, как стремление к миру и жизнь в военных условиях могли уживаться в одном человеке, постоянно искавшем приключений.
Так, во время двухлетнего путешествия Верещагина в Индию, предпринятого в 1874 году с будущей женой Елизаветой Фишер, художник подвергся нападению диких обезьян, переболел малярией, чуть не утонул, но сегодня мы можем насладиться его изображениями культовых и архитектурных сооружений, молящихся индусов и факиров, сектантов и чиновников традиционной Индии XIX века.
Эмоциональное воздействие живописи было крайне важным для Василия Верещагина. Неслучайно, когда он лично устраивал свои выставки (их при жизни автора было 70), он делал всё, чтобы добиться у зрителей максимальной вовлеченности, добавляя к картинам курение восточных благовоний, этническую музыку или фортепианные произведения. Во время одной из выставок художник познакомился с пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, сопровождавшей его нью-йоркскую экспозицию. Она станет второй женой Василия Верещагина и матерью четырёх из его пяти детей.
Насколько нынешняя московская выставка, подготовленная куратором С.Л. Капыриной, вызывает эмоции у зрителей – покажут отзывы. Выставка на Крымской валу продлится до 15 июля 2018 года. Но то, что мы вслед за Василием Верещагиным сегодня отправляемся в насыщенное путешествие длиною во всю его жизнь и получаем абсолютно полное представление о творчестве художника – это совершенно очевидно.