28 марта 2018 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка коллекции голландских художников XVII века, собранной Томом и Дафной Каплан «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Коллекция носит название Лейденской, поскольку представляет мастеров школы живописи, сформированной в городе Лейден, ознаменовавшей собой золотой век нидерландской художественной традиции. Достаточно вспомнить имя непревзойдённого Рембрандта Харменса ван Рейна, родившегося в этом городе.
Том Каплан – американский коллекционер еврейского происхождения, который верит в то, что живопись способна дать почувствовать, что между народами больше сходства, чем различия.
Помимо коллекционирования, Том Каплан занимается бизнесом. Во время окончания учёбы в Оксфорде он начал консультировать по части финансов израильские компании, размещающиеся на американских биржах, затем он создал собственное предприятие Apex Silver Mines и стал инвестировать в металлы (например, в боливийское серебро). В рамках своего следующего предприятия Electrum Group Том Каплан занялся платиной, золотом и природным газом. Считается, что компания располагает крупнейшим разведанным месторождением золота в мире.
Полотна Рембрандта стали сердцем как самой коллекции, так и выставки. На презентации последней Том Каплан рассказал, что был покорён великим голландцем во время своего детского путешествия. Попав в Национальный музей Нидерландов – Рейксмузеум, он полюбил Рембрандта навсегда. В 2003 году он начал собирать всё, что дышало творениями Рембрандта – работы великого мастера, его учителей и учеников.
Коллекция приобреталась с научной последовательностью в течение пятнадцати лет, причём в первые годы покупки делались еженедельно. Сегодня Лейденская коллекция Тома и Дафны Каплан является одним из крупнейших частных собраний Рембрандта, и они владеют единственным частным Вермеером.
Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ – это часть мирового турнэ Лейденской коллекции, начавшегося 22 февраля 2017 года в парижском Лувре. Там в течение месяца было выставлено 30 произведений Лейденской коллекции, «включая десять картин самого Рембрандта, красивый масляный эскиз, недавно приписанный мастеру, а также многочисленные картины, никогда ранее не выставлявшиеся во Франции», — писал Лувр по поводу этой выставки. По её завершении музей получил щедрый подарок от коллекционера — шедевр Фердинанда Бола «Ребекка и Элиэзер у колодца». После Лувра была галерея Китая, а в 2019 году, после России, выставка поедет в Объединенные Арабские Эмираты.
Чета Каплан исповедует музейный подход к собиранию живописи, что, по мнению директора ГМИИ Марины Лошак, однажды сделает коллекцию Лейденским музеем. Так, Каплан финансировал исследования картины «Девушка за вёрджинелом» Вермеера. Он её приобрел у известного коллекционера сэра Альфреда Бейта, сомневавшегося в подлинности произведения и потому не отдавшего её Национальной галерее. Доступ ко всем картинам коллекции Каплан для исследователей свободный.
Российская выставка включает в себя 82 произведения, которые экспонируются у нас впервые. Это картины Рембрандта Харменса ван Рейна (12 картин 1630-1660 годов), Геррита Дау, Яна Вермеера, Карела Фабрициуса и других художников эпохи. Центральным произведением выставки объявлена «Минерва» Рембрандта, которая считается написанной мастером в середине 1630-х годов по сходству с остальными его картинами. Между прочим, она выставлялась на аукционе в Маастрихте за 45 млн долларов…